Сделано во Владивостоке

Русский бизнес
Автомобилестроение
«Эксперт» №48 (781) 5 декабря 2011
Японские компании налаживают сборку легковых автомобилей во Владивостоке, откуда будут поставлять их на весь российский рынок
Сделано во Владивостоке

Японская автомобилестроительная корпорация Mazda Motor Corporation и российский концерн Sollers договорились создать совместное автосборочное предприятие во Владивостоке. Таким образом, с 27 ноя­бря начинается новый этап формирования на Дальнем Востоке собственного автопрома.

Свой автопром вместо всероссийского автобазара

Попытки привлечь японских автогигантов перспективой развития производства в российском Приморье предпринимались еще в 1990-е. Тогда под организацию автопроизводства готовы были даже предложить производственные мощности оборонных предприятий. Однако сложная социально-политическая и экономическая обстановка в России той поры японцев не вдохновляла на освоение рынка с крайне низкой покупательной способностью и еще не устоявшимися правилами игры. Им вполне хватало небольшого экспорта новых автомобилей для состоятельных российских граждан и активно растущего рынка подержанных машин, которые буквально завоевали Дальний Восток и Сибирь. Ситуация начала меняться с ростом доходов россиян, особенно после введения в 2008 году заградительных таможенных пошлин на подержанные иномарки.

В связи с этим решением российского правительства в Приморье рухнула целая отрасль, специализировавшаяся на ввозе подержанных «японок». Общественно-политический резонанс от повышения пошлин оказался чрезвычайно негативным. Недовольство выражали не только участники бизнеса, но и дальневосточные и сибирские автовладельцы, успевшие привыкнуть к качественным автомобилям. Вот тогда, спустя полтора десятка лет после первых попыток организовать автопром на Дальнем Востоке, у группы компаний Sollers появился шанс реализовать свой проект с южнокорейской SsangYong. Идея получила поддержку краевых властей, которые столкнулись с нескрываемым недовольством большей части приморского общества.

Автосборочный завод во Владивостоке начал работать в декабре 2009 года на базе обанкротившегося «Дальзавода» (ремонт и строительство кораблей и судов для военного и гражданского флота). В 2010 году на дальневосточном заводе Sollers было собрано 13,5 тыс. автомобилей (четыре модели SsangYong).

Mazda не первая японская автомобилестроительная компания, с которой Sollers создает совместное предприятие. В марте 2011 года Sollers подписал меморандум о намерениях с торговым домом Mitsui, представляющим интересы Toyota Motor Corporation. Согласно этому документу, стороны будут выпускать на мощностях завода Sollers во Владивостоке популярную в России модель внедорожника Land Cruiser Prado. Выпуск автомобилей планируется начать в первой половине 2012 года.

По словам генерального директора Sollers Вадима Швецова, инфраструктура владивостокской промышленной площадки позволяет производить до 100 тыс. машин в год. Сейчас на этих мощностях производится 35 тыс. SsangYong. С будущего года с конвейера будет сходить до 25 тыс. Toyota Land Cruiser. А максимальный объем производства автомобилей Mazda оценивается в 40 тыс. штук в год.

Общий объем инвестиций сторон в организацию и развертывание производства с