Заложники справедливости

Политика / Местное самоуправление Текущее состояние межбюджетных отношений не дает муниципалитетам стимула к развитию. Необходимо предоставить им возможность устанавливать собственные налоги и отказаться от избыточного государственного регулирования местного самоуправления
Фото: Александр Гронский/ Agency.Photographer.ru

Говорят, Дэн Сяопину однажды задали вопрос о роли Французской революции в истории, и он ответил, что прошло еще слишком мало времени, чтобы судить о ней. С момента проведения муниципальной реформы в России прошло гораздо меньше времени, и, может, действительно рано обсуждать ее роль? Рано — с точки зрения развития общества. Но с точки зрения управленческой и технологической уже вполне можно сделать какие-то тактические выводы.

Про эту реформу, которая так серьезно обсуждалась, сейчас мало кто уже помнит. Затрачены невероятные ресурсы: создан еще один уровень муниципального управления — поселенческий, число муниципальных чиновников увеличено в разы. Сделаны, казалось бы, правильные шаги: принят закон о разграничении полномочий, разделены доходные источники между уровнями власти. Однако ничего существенного в жизни муниципалитетов не изменилось, а самое главное — в сознании граждан они так и не стали самой близкой им властью.

Сложные задачи и простые решения

Многие современные реформы можно сопоставить с этапом перехода страны к рыночной экономике. Тогда, в 1990-х, в условиях дефицита товаров, можно было рассуждать о том, из скольких уровней должна состоять система снабжения продовольствием, сколько надо создать магазинов у дома, а сколько гипермаркетов, как обучать персонал этих магазинов. В общем, можно было заняться глобальной по сложности задачей, но нашлись умные люди, которые пошли по иному пути. Они поняли, что ключевой вопрос заключается в создании рыночной среды, конкуренции.

Похожая ситуация с муниципалитетами. Надо понять, что является источником их развития, а что — реальным тормозом. Почему муниципалитеты должны стремиться к эффективности и самосовершенствованию, а не к иждивенчеству и застою. Можно, по крайней мере, предположить, что по аналогии со сферой экономики муниципальное управление будет эффективным лишь в конкурентной среде.

В современном открытом мире конкурируют не только и не столько страны и регионы, сколько города: человеческий потенциал сконцентрирован в городах, связи и коммуникации осуществляются между городами. Города конкурируют за бизнес и туристов, но в первую очередь — за жителей. Человек выбирает, где ему жить, а уже следом за ним приходят бизнес и налоги как плата человека за выбор места проживания. Вокруг городов существует масса небольших населенных пунктов, и все они живут человеческим трафиком.

Муниципалитет постоянно находится в состоянии конкурентной борьбы. Не создал условия для жителей, не смог обеспечить приемлемый уровень налогов как платежа за свои услуги — проиграл. Очень жесткий мотив. Фактически это выбор между жизнью и смертью населенного пункта.

Винтик государства

В российских условиях муниципалитеты вынуждены подчиняться иным правилам. Являясь де-факто частичкой государственного механизма, они живут по его законам, будучи не в состоянии ничего изменить в жестко централизованной системе.

На пути конкурентного развития стоит государственная идеология выравнивания обеспеченности регионов, а затем