Избиратели и вождь

Книги
Москва, 12.12.2011
«Эксперт» №49 (782)
О том, как сильно в России связана вера в «сильную руку» с традиционными избирательными моделями

Исследование Валерия Федорова, генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения, достаточно полно, несмотря на небольшой объем, описывает изменения в электоральном поведении россиян за последние четверть века. Современному российскому читателю будет интересно взглянуть, как трансформировалась культура выборов, проходя различные стадии. Автор сравнивает их со стадиями человеческой жизни — «детство», «отрочество», «молодость», «зрелость», упомянув, однако, что до зрелости нам еще далеко.

Федоров, автор ряда монографий в области политологии, социологии и общественного мнения, объясняет, дополняя свои тезисы большим количеством статистических данных, как на смену советскому ритуалу голосования за единственную партию, акту «присяги на верность», пришли электоральный хаос и появление таких образований, как фракция «Женщины России» и «Партия любителей пива».

Значительная часть книги посвящена исследованию изменения электорального поведения россиян в условиях доминирования на выборном поле партии «Единая Россия» и президентства Владимира Путина и Дмитрия Медведева. По мнению Федорова, в условиях калейдоскопа политических объединений приход Путина к власти — это ответ на запросы общественности, которая разочаровалась в западных стандартах демократии и требовала стабильности. И Путин, став резонатором общественных настроений, удовлетворил эти запросы в полной мере.

Большая часть зарубежных электоральных моделей в России не прижилась, а сохранившиеся существуют на фоне «возвращения архетипов и моделей политического поведения из недр коллективного бессознательного». В итоге современные выборы представляют собой плебисцитарную форму демократии, где большинство населения выбирает не между несколькими партиями, а ограничивается схемой «одобрить/не одобрить» кандидатов и решения правящей партии, голосуя за сильного лидера, а не сильную политическую платформу. Подобная «вождистская демократия», столь отличная от западной парламентско-представительской структуры, использует соответствующие методы поддержания авторитета: контроль над СМИ, широкое использование образа внешнего врага и т. д.

Автор особо отмечает возросшую роль телевидения в формировании у избирателей образа сильного национального лидера, называя существующую политическую модель «теледемократией». В свою очередь, увеличение интернет-активности мотивирует политические организации находить более актуальные способы общения с избирателями, нежели подача информации посредством «голубого экрана». Чаще всего это происходит через создание видимости прямого общения с электоратом в соцсетях или открытые для всех желающих сообщения в Twitter (как в случае с действующим президентом). Однако подобное идеологическое разнообразие и теоретическая независимость интернет-сообществ не являются проблемой для власти, поскольку активные пользователи недостаточно интересуются политикой и «никоим образом не нарушают сложившегося межпартийного консенсуса по большинству стратегических проблем».

Но осн

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (782) 12 декабря 2011
    Выборы
    Содержание:
    Нам на другую площадь

    Редакционная статья

    Разное
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама