non/fiction круглый год

Культура
Литература
«Эксперт» №49 (782) 12 декабря 2011
Ярмарка non/fiction№13 оказалась едва ли не самой успешной за всю свою историю — в тот самый момент, когда ждать от нее чудес уже почти перестали
non/fiction круглый год

В последние годы стало казаться, что книжная ярмарка non/fiction, традиционно проходящая в конце ноября — начале декабря в столичном ЦДХ, постепенно утрачивает четкость очертаний, все больше превращаясь в подобие хаотичной сентябрьской ММКВЯ. Однако нынешний сезон, даром что он был тринадцатым, стал для non/fiction одним из самых успешных. Речь, разумеется, не о возросших продажах — торговые показатели в оценке успешности книжной ярмарки особой роли не играют. Даже тот факт, что ярмарку посетило почти 35 тыс. человек — в полтора с лишним раза больше, чем в прошлом году, — сам по себе еще не является основанием для радостных заключений. Куда важнее количество и качество иностранных гостей, «событийных» новинок, резонансных мероприятий. В этот раз и того, и другого, и третьего было в избытке. Но, может быть, еще важнее, что non/fiction начинает опять справляться с той задачей, которую она ставила перед собой изначально, с момента своего возникновения, — структурирование интеллектуального сегмента книжного рынка.

Начнем с того, что к non/fiction оказались привязаны практически все значимые книжные премии, работающие как с изящной словесностью, так и с нехудожественной литературой. Они могут вручаться непосредственно на ярмарке, перед ней или в те же дни, но на других площадках, однако в ЦДХ все они так или иначе представлены.

Накануне открытия ярмарки вручали одну из главных российских премий — «Большую книгу». Первое место досталось Михаилу Шишкину с романом «Письмовник», на втором автор повести «Метель» Владимир Сорокин, третья премия у Дмитрия Быкова, отмеченного за роман «Остромов, или Ученик чародея». Шестой сезон «Большой книги» оказался перевертышем первого — тогда первенствовал Быков, а Шишкин получил «бронзу». Справедливость решения «большекнижного» жюри и на сей раз особых нареканий не вызывает, однако премия становится слишком предсказуемой. Шорт-лист позволял судьям сочинить тройку не менее достойную, но более интересную.

Зато никаких претензий не может быть к премии «Букер десятилетия», где лауреата выбирали из букеровских финалистов сезонов с 2001-го по 2010-й, а судьями выступали члены всех десяти жюри. Несмотря на то что в короткий список вошли такие бестселлеры, как «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой и «Санькя» Захара Прилепина, лучшим романом 2000-х был совершенно справедливо назван «Ложится мгла на старые ступени» замечательного филолога Александра Чудакова. В свое время он не получил «Букера», уступив «Казусу Кукоцкого» той же Улицкой. Теперь все встало на свои места — увы, лишь после смерти автора.

По традиции на non/fiction вручают и самую авторитетную из «авангардных» наград — премию Андрея Белого, придуманную еще в советско-самиздатовские времена для поощрения литераторов, нацеленных на формальный поиск и эксперимент. В этом году ее получили живущий в Крыму поэт Андрей Поляков, прозаик Николай Байтов и литературный обозреватель «КоммерсантЪ», поэт и переводчик Григорий Дашевский. Призовой фонд остается неизменным с 1