Экологически чистые автобусы

Русский бизнес
«Эксперт» №50 (783) 19 декабря 2011

Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), входящий в Группу ГАЗ, начал серийный выпуск низкопольных городских автобусов экологического класса, оснащенных двигателями MAN стандартов «Евро-5» и «Евро-5+».

До конца года на предприятии планируется собрать из ранее подготовленных здесь же комплектов 500 новых автобусов. В организацию производства инвестировано уже более 160 млн рублей. Основная часть (450 штук) — это автобусы с гибридным дизель-газоэлектрическим приводом, остальные — с двигателями на газе экологического стандарта EEV (он же «Евро-5+»).

Максимальная вместимость — 105 человек. Прежде компания не производила машины такого стандарта. Более того, ЛиАЗ станет первым автобусным заводом в России, который серийно запускает в производство столь экологичные автобусы. Правда, стоимость одного такого чуда транспорта не оглашается. Известен лишь размер контракта Группы ГАЗ с ГУП «Мосгортранс» о поставке этих машин и автобусов стандарта «Евро–я4» (всего 2070 штук) — 17 млрд рублей (из чего следует, что новые лиазовские машины вряд ли будут стоить дешевле 300 тыс. долларов за штуку).

Выхлопные газы, как известно, являются основным источником загрязнения во всех крупных городах. Для борьбы с этим злом в Европе постоянно вводятся все более жесткие экологические стандарты по выбросам. Стандарт EEV (Enhanced Environmentally friendly Vehicles — «улучшенные экологически безопасные транспортные средства») пока является самым строгим. Еще более экологичный стандарт «Евро-6» в ЕС планируют ввести только в 2015 году.

Заметим, что на сегодняшний день в России действуют экологические нормативы «Евро-3». Тем не менее нельзя сказать, что Группа ГАЗ «бежит быстрее паровоза». Ведь с июля 2010 года в страны Евросоюза беспошлинный ввоз разрешен только автобусам стандарта «Евро-4» и выше, всем остальным за въезд придется доплачивать. Да и мэр Москвы Сергей Собянин в ноябре пригрозил, что со следующего года будет введен запрет на закупку общественного транспорта ниже стандарта «Евро-5». Наконец, заметим, что в августе этого года Группа ГАЗ обратилась в Минэкономразвития РФ с просьбой повысить импортную пошлину на ввоз автобусов дальнего следования экокласса «Евро-4» и выше до 20%, обосновывая решение тем, что это необходимо для модернизации производства автобусов. Минтранс предложение поддержал, но снизил размер пошлины до 5–10%.