Шанс второму эшелону

Повестка дня
«Эксперт» №50 (783) 19 декабря 2011
Шанс второму эшелону

Появилась надежда переломить деструктивный тренд последних лет, связанный с форсированной концентрацией российской банковской системы, вымывающей небольшие, но устойчивые региональные банки, которые работают с малым и средним бизнесом. Внешэкономбанк и Международная финансовая корпорация (входит в группу Всемирного банка) подписали соглашение о финансировании Фонда капитализации российских банков (ФКРБ). Взнос ВЭБа, одобренный наблюдательным советом банка еще в июле, составит 250 млн долларов. Цель фонда — инвестиции в капитал отечественных банков второго эшелона, активно работающих в регионах.

Выбор МФК в качестве партнера не случаен. Этот институт имеет давний и успешный опыт работы в России. Инвестиционный портфель МФК в России составляет около 2,4 млрд долларов. Интересная деталь: в период кризиса 2008–2009 годов, несмотря на значительный портфель кредитов, предоставленных МФК региональным банкам, ни один из них не испытал серьезных трудностей. Важно и то, что МФК не только инвестирует сама, но и способствует привлечению сторонних инвесторов в ключевые сектора российской экономики, а также способна осуществить качественную экспертизу банков — объектов будущих инвестиций. Непосредственно отбором кандидатов на инвестиции Фонда займется ее управляющая компания — AMC Management Company.

Еще одна, пока потенциальная, форма поддержки устойчивых региональных банков — продвигаемая Ассоциацией российских банков институциональная новация. Речь идет о введении специального защищенного статуса регионального (локального) банка с щадящими требованиями и ограниченными правами. В качестве послаблений предлагается пониженный размер минимального капитала банка, а также льготные значения некоторых обязательных нормативов. Ценой этих поблажек будет запрет на открытие филиалов и офисов банка за пределами региона регистрации. Банкиры также готовы рассмотреть ограничения на совершение ряда валютных операций для региональных банков и ограничения на суммы привлекаемых вкладов населения (только в рамках предельного размера страхового возмещения по вкладам).

Предложение АРБ кажется нам вполне здравым. При двух важных оговорках. Прежде всего, получение статуса локального банка должно быть сугубо добровольным. Региональный банк должен самостоятельно принимать решение, становиться под защитный зонтик регулятора, отказываясь от амбиций межрегиональной или федеральной экспансии, или продолжать играть по общим правилам. Кроме того, специальный статус не должен быть пожизненным — банк обязательно должен иметь право, скажем, каждые три или пять лет либо подтверждать свое нахождение в специальном регулятивном поле, либо выйти из него.

Десятки и сотни небольших банков в регионах, да и в столице, обслуживают и кредитуют тот самый локальный малый и средний бизнес, о поддержке которого так пекутся (увы, чаще на словах) наши государственные мужи. Маленькие компании в регионах малоинтересны или слишком специфичны для крупных федеральных банков, а даже если и потенциально интересны, т