Москва, 26.09.2016

Истерически возвышенный постмодерн

Тема недели / Политические перспективы Составляющие ядро декабрьских протестных митингов люди важны для развития политической системы страны. Но опираться на них нельзя. Движущую силу развития надо искать в более приземленных слоях
Фото: Дмитрий Лыков, РИА Новости
  1. Будем мотыжить
  2. Истерически возвышенный постмодерн
    Составляющие ядро декабрьских протестных митингов люди важны для развития политической системы страны. Но опираться на них нельзя. Движущую силу развития надо искать в более приземленных слоях


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

Реакция избирателей, медиа и общественных активистов на события конца прошлого года: «рокировка» тандема, выборы в Госдуму, бурная реакция на результаты выборов — показала, что никакого застоя в стране нет. Напротив, наблюдаются признаки напряжения общественно-политической системы. Что означает это социальное напряжение? Что является его источником? Не приведет ли оно к разрушительным последствиям? Можно ли извлечь из него пользу для всех?

Очевидным символом этого напряжения стали протестные митинги в Москве.

Кто вышел на митинги

Многие наблюдатели отметили, что контингент митингов на Болотной площади 10 декабря и на проспекте Сахарова 24 декабря несколько отличался. На Болотной было больше молодежи, студентов, даже школьников; мероприятие было скорее похоже на праздничное гулянье, чем на политический митинг; выступающих мало кто слушал, да их и не было слышно из-за слабой громкоговорящей аппаратуры. На Сахарова было уже больше «взрослой» публики: согласно опросу ВЦИОМ, организованному совместно с «Экспертом» (600 опрошенных участников митинга на проспекте Сахарова), на проспекте было примерно 37% людей в возрасте старше 45 лет. В целом это, конечно, образованная публика, 79% имеют высшее и неоконченное высшее образование, в то время как аналогичная доля в населении страны составляет около трети. Доля занятых в коммерческом (частном) секторе примерно такая же, как по стране в целом. К сожалению, нет статистики по роду занятий участников митинга. Это важно, поскольку, похоже, значительная часть митингующих работает в секторах, которые принято называть «услуги и финансы». Мы вернемся к этой теме ниже.

Каков потенциальный размер протестной аудитории

На митинг на проспекте Сахарова вышло, по разным оценкам, от 30 до 100 тыс. человек, беспрецедентно много для постсоветской России. Эти цифры произвели сильное впечатление на всех наблюдателей и участников, особенно, к сожалению, на власти, которые надеялись, что после Болотной протестная активность пойдет на спад и второй митинг соберет гораздо меньше людей. К сожалению — потому, что очевидная растерянность властей продемонстрировала непонимание ими общественных процессов, катализатором которых стали неловко проведенные выборы в Думу. Но каков размер всей протестной аудитории, представители которой вышли на митинги?

Иногда говорят, что это были митинги нового российского среднего класса. Как известно, к нему относится 20–25% населения страны. То есть речь идет примерно о 30 млн человек. Социолог Александр Ослон, когда хочет указать на новый тип граждан, активных независимых городских жителей, использует понятие «люди-21». Он считает, что таких людей примерно 15%, тоже немало. Позволю себе усомниться в тезисе, что весь российский средний класс, или всех «людей-21», следует отнести к активно протестующей группе. Полагаю, она принципиально меньше. Хорошим ориентиром могут быть оценки аудитории тех СМИ — газет, журналов, радио и телеканалов, а также их сайтов, — которые вели агитационную работу по результат