Рожденные кризисом

Русский бизнес
Стартапы
«Эксперт» №2 (785) 16 января 2012
С 2009 года в России начал формироваться новый бизнес, имеющий предпосылки для динамичного долгосрочного роста. Посткризисное время стало временем экономии. И те, кто придумал максимально эффективный и экономичный бизнес, смогли создать успешные и интересные для потребителей и инвесторов проекты
Рожденные кризисом

Кризис 2008 года не обновил российскую экономику, инвестиции заморожены, а капитал бежит из России; новых бизнес-идей практически нет, реальный сектор близок к стагнации» — за последний год столь пессимистичные заявления можно было регулярно слышать из уст многих экономистов. Чиновники, хвастаясь положительными макроэкономическими показателями, тоже признавали вялость в индустрии и бизнес-проектах.

Усомниться в столь безрадостной картине «Эксперту» удалось благодаря удачной находке — продавцу молочных продуктов компании «Избенка», рожденной в разгар кризиса (в феврале 2009 года) и сумевшей за 11 месяцев с начала старта проекта выйти на операционную безубыточность, а затем ежегодно кратно увеличивать свою выручку (оборот за 2010 год составил 4 млн долларов, а за 2011-й уже 20 млн).

Корреспондент журнала «Эксперт» обнаружил «Избенку» случайно, когда долгое время безрезультатно пытался найти в магазинах свежий кефир и ацидофилин. Статья о новой быстрорастущей компании, занявшей пустующую нишу, послужила поводом для поиска других компаний, появившихся в посткризисное время. Так осенью 2011 года в медиахолдинге «Эксперт» стартовал проект «Новый бизнес».

Бизнес для экономии

Чем же занимаются новые русские компании? В каких отраслях экономики находят они свободные ниши, за счет чего растут и развиваются?

Информацию о новых компаниях корреспонденты «Эксперта» в течение трех месяцев получали всеми доступными способами: из рассказов предпринимателей, собственных наблюдений, исследований, которые проводят научные институты и вузы, а также напрямую из писем, присылаемых представителями бизнеса в  «Эксперт» по нашей просьбе (баннер с призывом делиться своими бизнес-историями размещен на сайте «Эксперт Online»).

Сейчас в базе данных «Эксперта» уже собрано более 20 бизнес-кейсов компаний, которым от нескольких месяцев до двух (максимум трех) лет; большинство из них — интернет-стартапы.

Пожалуй, главное экономическое новшество посткризисного предпринимательства — превращение интернета в массовое явление и бизнес, буквально изменившее образ жизни целых социальных слоев. Однако интернет не суть, а лишь инструмент максимально эффективных бизнес-инвестиций нынешнего времени. Наряду с интернет-компаниями мы встречали и вполне традиционные новые бизнесы, отличительной чертой которых можно назвать максимальную экономичность. Тут стоит, пожалуй, сказать главное. Посткризисное время стало временем экономии. И те, кто придумал максимально экономичный для себя и своих клиентов бизнес, смогли создать компании, оказавшиеся успешными и интересными для потребителей и инвесторов. Коротко основной посткризисный тренд можно обозначить одним словом: экономичность.

Так, например, компания Айzmedia, первой выведшая на российский рынок новый вид рекламоносителя — видеостены, позволила рекламодателям в два раза снизить расходы и многократно увеличить отдачу от вложенных денег. «Видеостены расположены в хороших просматриваемых зонах, — поясняет старший менеджер по маркетингу Gap и Ba