Новичок затмевает старожилов

Русский бизнес
Вагоны
«Эксперт» №5 (788) 6 февраля 2012
В городе Тихвине Ленинградской области запущен новый вагоностроительный завод. После выхода на проектную мощность он не только станет одним из крупнейших в стране, но и задаст новые стандарты дальнейшего развития отрасли
Новичок затмевает старожилов

Последние двадцать лет железнодорожное машиностроение вообще и вагоностроение в частности в стране если и развивалось, то неторопливо, без прорывов. Новых современных заводов, считай, не строилось. Как правило, если вложения и осуществлялись, то в модернизацию и расширение уже имеющихся предприятий — именно так поступали ключевые игроки этого рынка «Промтрактор» и Уралвагонзавод.

Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) стал первым исключением из этого правила. Детище Группы ИСТ рассчитано на объемы выпуска в 13 тыс. грузовых вагонов в год. Это выдвинет его на второе место после гиганта отечественного машиностроения — Уралвагонзавода. Уникальность нового предприятия и в том, что оно построено не просто как сборочное производство. У него собственные литейные мощности на 90 тыс. тонн и собственное производство колесных пар — до 65 тыс. в год.

Весь проект обошелся инвесторам в кругленькую сумму: 36 млрд рублей ушло на развертывание производства, еще 6 млрд для решения кадрового вопроса (строительство жилья для сотрудников). Финансирование осуществлялось с помощью Внешэкономбанка и Евразийского банка развития.

Где дефицит, там и конкуренция

На рынке уже несколько лет ощущается острая нехватка подвижного состава. Транспортные компании пытаются решать этот вопрос через закупку дополнительных вагонов, однако мощностей советских заводов для удовлетворения этих запросов недостаточно, невозможно заказать такое количество и на Западе. И ситуация, возможно, в ближайшее время будет лишь обостряться из-за приватизации РЖД своего основного подвижного состава.

Дефицит грузового вагонного парка — давняя проблема. И заработать на ней пытаются многие игроки этого рынка. Так, канашский «Промтрактор-Вагон» в 2010 году провел расширение своего производства, что сейчас позволяет ему производить до 9 тыс. вагонов в год. А гранд отечественного железнодорожного машиностроения Уралвагонзавод уже способен производить более 21 тыс. вагонов в год, но в 2011 году им были заявлены планы удвоения своих мощностей. С вводом Тихвинского завода и реализацией планов Уралвагонзавода дефицит подвижного состава на железной дороге через три-четыре года уступит место проблеме избыточных мощностей.

Предстоящая конкуренция будет сопровождаться рядом особенностей, среди которых прежде всего переход на вагоны нового поколения. Как полагает ведущий аналитик компании Brunswick Rail Андрей Цыганов, «уже в 2013 году начнет происходить насыщение железной дороги вагонами на тележках нового поколения, и в течение 10–15 лет их доля в вагонном парке составит до 50–60 процентов». Директор торгового дома Тихвинского завода Максим Куземченко полагает, что «нагрузка 25 тонн на ось — ближайшее будущее вагоностроения». Традиционные вагоны — 23,5 тонны нагрузки на ось. Но это не только меньшая грузоподъемность. У вагонов нового поколения стоимость ремонта и обслуживания на 50% меньше за счет вдвое большего, до 500 тыс. км, межремонтного пробега, что снижает расходы перевозчиков. Кроме того, у них примерно