Без оглядки на инвесторов

Русский бизнес
Программное обеспечение
«Эксперт» №6 (789) 13 февраля 2012
«Лаборатория Касперского» провела обратный выкуп своих акций у инвестфонда. Одновременно компания изменила стратегию, отказавшись от поглощений и IPO
Без оглядки на инвесторов

«Лаборатория Касперского», один из крупнейших в мире производителей антивирусного программного обеспечения, выкупила свой 20-процентный пакет акций у инвестфонда General Atlantic. Это произошло всего через год после того, как фонд этим пакетом обзавелся, заплатив за него 200 млн долларов. Обратный же выкуп, по оценкам, обошелся «Касперскому» в 200–300 млн долларов, то есть не исключено, что компании пришлось хорошо доплатить за обретение былой самостоятельности. А все дело в пересмотре стратегии: если год назад «Лаборатория Касперского» собиралась выходить на IPO и расти путем поглощений, то теперь решила сосредоточиться на органическом росте за счет собственных средств.

Борьба за место в офисе

Когда американский покупатель приходит в магазин бытовой техники и электроники, например в Best Buy, за антивирусом, он чаще всего вместе с компьютером покупает антивирус «Лаборатории Касперского», посчитали американские исследователи. Так, в 2010 году копий «Касперского» в рознице США продали больше, чем гиганта рынка Symantec, который еще в 2008 году опережал российского производителя в два с половиной раза. Все потому, что стратегия продвижения «Касперского» на международном рынке, которой компания придерживалась с середины 2000-х, отличалась от стратегий других игроков. Конкуренты добивались, чтобы их продукт был предустановлен, то есть с новым ноутбуком или компьютером клиент получал и антивирус. Когда же лицензия истекала, владелец компьютера по идее должен был ее продлить. Однако практика показала, что так происходило не всегда, и пользователь интересовался и другими антивирусными пакетами, не только «родным». Сделав ставку на продажу через розничные сети, «Лаборатория Касперского» в 2009 году была уже четвертой на мировом рынке потребительских решений (см. график 1), а в 2010-м заняла третье место.

Одновременно компания начала атаковать и корпоративный сегмент рынка антивирусов. В 2009 году она стала пятым игроком сегмента b2b, увеличив свою долю рынка на четверть — до 4,4%, в то время как каждый из остальных игроков первой пятерки потерял до 5% своей доли. Тогда же российский разработчик заявил о намерении стать к 2014 году лидером поставок для малого, среднего и крупного бизнеса. Но, судя по всему, на этом пути у него возникли серьезные препятствия.

Так, в 2011-м рост «Лаборатории Касперского» резко замедлился, составив лишь 14% против 38% годом ранее (см. график 2). В самой компании это объясняют «достижением зрелости», тем, что с 2006 года она «потяжелела» в 10 раз — до 612 млн долларов. Однако нынешняя сделка по обратному выкупу акций свидетельствует скорее о том, что была выбрана не совсем адекватная стратегия роста.

У рынка b2b есть ряд особенностей по сравнению с потребительским. Для него характерна бо́льшая приверженность покупателя к имеющемуся поставщику. «Поскольку рынок уже сложился и близок к насыщению, нужно рассчитывать именно на вытеснение имеющихся игроков. Но сменить защиту для целой компании сложнее, чем на единичном компьютере,