Офис с доставкой в кафе

Международный бизнес / Труд Все больше немцев отказываются от работы не только в офисе, но и на дому. Новым перспективным трендом становится «коворкинг» — аренда рабочего места в больших залах, открытых для представителей самых разных творческих профессий
Фото: Cluboffice

"Вот видите, сколько людей сидит с ноутбуками у нас в кафе! Здесь всегда кто-то работает. Но, конечно, настоящие рабочие помещения дальше, за баром", — хозяйка и соосновательница культового берлинского центра коворкинга betahaus Маделяйн фон Моль светится гордостью. Коворкинг — новое направление в обустройстве рабочих помещений, за последние годы завоевавшее в Германии невероятную популярность. А betahaus, ставший одним из первых берлинских коворкинг-центров, до сих пор задает планку в этой новой отрасли. Принцип коворкинга прост. Если раньше у работника, будь то наемный специалист или фрилансер-одиночка, был выбор только между двумя возможностями — работать в офисе или дома, то коворкинг-центр создает третью — работать в офисном помещении, но без привязки к офису работодателя.

На практике это выглядит так. За определенную плату (обычно от 100 евро в месяц) фрилансер, раньше работавший из дома или сидя в кафе, получает возможность арендовать в большом помещении с открытым офисным пространством отдельный рабочий стол и простейшие коммуникации (интернет, телефон, факс). Обычно рабочий стол не закрепляется за клиентом, то есть в следующий раз он может сесть на новое рабочее место. Это накладывает определенные ограничения: например, вместо постоянного компьютера клиенту приходится использовать собственный ноутбук, но подобная мобильность отлично компенсируется живой атмосферой и многочисленными дополнительными услугами коворкинг-центров.

В отличие от обычных офисов коворкинг-центры проводят информационные семинары, предлагают клиентам бесплатный кофе, а также оказывают юридические и налоговые услуги. Наконец, за отдельные деньги можно закрепить за собой постоянный стол или даже отдельный кабинет. Впрочем, последней услугой мало кто пользуется, ведь это нарушает саму идею коворкинга, главная выгода от которого не тишина, а работа в обстановке, отличной от офисной или от домашней рутины.

Одиночка ищет компанию

«Разумеется, большинство клиентов коворкинг-центров — фрилансеры, их здесь 50–55 процентов. Крупные компании тоже снимают места в коворкинг-центрах для своих сотрудников, работающих над определенными проектами, но, конечно, не каждая отрасль может подстроить свои бизнес-процессы под коворкинг. Например, трудно представить себе банкиров, работающих из коворкинг-центров. Сильная сторона таких центров — краткосрочность контракта. В Германии, если вы снимаете офис, контракт обычно подписывается на два года, и это очень неудобно для молодых компаний, которые сами не знают, что с ними будет через два года. А в коворкинг-центре контракт, как правило, можно разорвать в течение месяца, можно даже снять стол на неделю или две», — поясняет «Эксперту» Карстен Фёрч, издатель журнала Desktop Magazine, специализирующегося исключительно на вопросах коворкинга. «Средний возраст клиента коворкинг-центра в Германии — 34 года. Самая крупная группа пользователей — от 25 до 39 лет. Интересно, что, хотя за последние годы средний возраст не изменился, увеличился разброс