Оптимальный маршрут

Наука и технологии
Навигационные технологии
«Эксперт» №6 (789) 13 февраля 2012
«Русские навигационные технологии» (РНТ) — редкий для России случай инновационного бизнеса, прошедшего всю классическую цепочку от стартапа до IPO
Оптимальный маршрут

Напротив меня сидит благообразный мужчина в рубашке и жилетке, более всего похожий на деревенского батюшку. Он спокойно и уверенно рассказывает о том, как вскоре создаст и захватит рынок услуг беспилотных летающих аппаратов в России. Другого я бы счел сумасшедшим, но Борису Сатовскому верю. Ему подобное не впервой.

Путь в инновационный бизнес Бориса Сатовского был классическим для советского ученого. В 1986 году, окончив Физтех, он распределился в Институт космических исследований РАН, который занимался в основном изучением физики планет Солнечной системы. Но еще в институте Бориса более занимала электроника, а экспериментальная физика ему была интереснее теоретических изысканий. Первой работой Сатовского стала разработка и изготовление лабораторных и летных приборов для проекта «Венера—Галлей».

К началу 1990-х у Бориса уже была семья и маленький ребенок. Оставаться в науке было невозможно. Поэтому он устроился в российско-британское совместное предприятие, занимавшееся поставкой персональных компьютеров. Но через несколько лет оно переориентировалось на торговлю ширпотребом. А часть коллектива, желавшая сохранить техническое направление работы, создала компанию «Руслан Коммуникейшнз», специализирующуюся в области связи, телекоммуникаций и ИТ. Борис Сатовский руководит ею до сих пор.

Стартап ищет дорогу

Однажды утром (это было еще в 2000 году) Борис обнаружил, что его гараж взломан, а машину угнали. После нескольких дней волнений любимый «мерседес» был обнаружен в 200 метрах от гаража. Тогда Борису и запала в голову мысль об устройстве, которое помогало бы отслеживать местонахождение автомобиля. Идея появилась своевременно: именно в 2000 году Билл Клинтон отменил намеренное загрубление получаемых координат для гражданских пользователей GPS, что повысило точность позиционирования со 100 до 20 метров.

Устройством-получателем был выбран мобильный телефон, на который приходили СМС о местонахождении GPS-передатчика. Свое первое устройство Борис называет наколенной разработкой, но, к его удивлению, оно сразу заработало. Тестирование проводили на его личной машине.

Работающая «железка» была лишь первым шагом к будущему бизнесу. Требовалось написание софта — программного диспетчерского обеспечения, которое позволило бы обрабатывать и использовать получаемые данные. В это время Борис Сатовский познакомился с группой студентов, занимавшихся программированием на заказ. После того как они сделали несколько проектов для «Руслан Коммуникейшнз», Борис пригласил их на постоянную работу. Они и стали начальной командой проекта. В их числе были Иван Нечаев и Андрей Азовский, которые сейчас занимают должности соответственно генерального и технического директоров РНТ.

Инкубационный период растянулся на несколько лет. Причиной тому было отсутствие подходящих каналов связи: GPRS еще только запускался, а мобильная связь была дорогой. В процессе доработки системы появился первый клиент. В 2003 году Борис Сатовский рассказал о новой разработке своим клиентам по одному из