Почти как БАМ, только без напряга

Русский бизнес
Москва, 20.02.2012
«Эксперт» №7 (790)
Крупнейший современный инфраструктурный проект нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан от завершения отделяет всего несколько месяцев. Сопоставимый по размаху с советским проектом Байкало-Амурской магистрали, реализуется он быстрее и менее драматично

Фото: Иван Рубанов

Мне как журналисту вспоминается мероприятие семилетней давности — презентация весьма известного и весьма уважаемого энергетического эксперта в офисе не менее известной американской организации. Пассаж про главный геополитический проект Кремля, строительство трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан, сводился к трем идеям: а) наши такой трубопровод построить не способны; б) поставки в восточном направлении из-за больших расстояний при любом раскладе окажутся убыточны; в) планы провести трубу рядом с Байкалом равносильны сооружению нужника в гостиной. Как-то сам собой за этим следовал вывод, что смысл имеет совсем другой маршрут трубы, нацеленный на США и Европу (восемь лет назад такой проект действительно существовал). Тогда услышанное неприятно резануло ухо. И не от того даже, что ВСТО был более патриотичным проектом, а потому, что нефть на восток у нас уже давно шла на действующие НПЗ — по железной дороге, однако такие перевозки обходятся в разы дороже трубопроводных поставок.

Тем не менее семь лет назад скепсис в отношении ВСТО преобладал и зачастую был вполне оправдан. Заявленные цели лежали в социальной и политической плоскости (диверсифицировать экспортные потоки углеводородов, скрепить Восточную Сибирь и Дальний Восток и инициировать их комплексное промышленное освоение). Чем заканчиваются подобные проекты, где экономика задвинута на второй план, особенно в нашей стране, хорошо известно. Отчасти эти опасения подтвердились — на первом этапе смета трубопровода выросла вдвое, сроки его реализации затянулись, в итоге процесс закончился отставкой главы компании Семена Вайнштока с командой и громким уголовным расследованием. Однако цель все же была достигнута. И Байкал обошли. Первый, восточный, сегмент трубы (см. карту) заработал еще два года назад. Были сомнения в реалистичности второго — но вот почти готов и он. Российская нефть уже попала на премиальный дальневосточный рынок.

Наблюдая за нынешними российскими инфраструктурными стройками вроде ВСТО, всегда задаешься вопросом, с чем их сравнить. В данном случае, конечно, с мегапроектом Байкало-Амурской магистрали. По размаху они сопоставимы, но по исполнению разнятся сильно. ВСТО строился без всяких напрягов вроде всесоюзной помощи и огромных молодежных десантов, живущих в бараках. Только побывать на «стройке века» никак не получалось. И вот скупая на журналистские праздники «Транснефть» вместе с двумя вице-президентами компании пригласила «Эксперт» в поездку по ВСТО на инспектирование стройки. Так я отправился в Братск и Хабаровск.

Ощущения с мест

Мы, небольшая группа из нескольких журналистов и четырех работников «Транснефти», встретились в аэропорту Внуково-3, где должны была погрузиться в маленький чартерный самолет. Еще до взлета начинаем бомбить вопросами вице-президента компании Анатолия Безверхова, в сфере компетенций которого — строительство. Выясняем, какова текущая ситуация со стройкой.

Вторая фаза работ по трубопроводу ВСТО практически завершена. На уже действующем западном участк

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (790) 20 февраля 2012
    Авиапром
    Содержание:
    К взлету не готовы

    Программа Минпромторга по развитию авиационной промышленности до 2025 года требует серьезной доработки. Прежде всего необходимо сделать более реалистичными планы по завоеванию доли мирового рынка и учесть отраслевые стратегии двигателестроителей, материаловедов и приборостроителей

    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Реклама