Москва, 27.05.2016

Последняя миля — на «автомате»

Русский бизнес / Логистика Оператор моментальных платежей Qiwi с партнерами запустили сеть автоматических пунктов выдачи посылок. Почтоматы конкурируют с курьерами и обычной почтой за интернет-покупателей
Фото: Олег Сердечников
  1. До земли еще далеко
    Редакционная статья
  2. К взлету не готовы
    Программа Минпромторга по развитию авиационной промышленности до 2025 года требует серьезной доработки. Прежде всего необходимо сделать более реалистичными планы по завоеванию доли мирового рынка и учесть отраслевые стратегии двигателестроителей, материаловедов и приборостроителей


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
Ознакомиться с вариантами подписки можно ниже
220 месяц

Доступ к материалам журнала «Эксперт»

Доступ к архивным материалам открыт только подписчикам. Все варианты подписки
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

«Мы хотим сократить затраты на “последнюю милю” — самый дорогостоящий этап логистики, который заключается в передаче товара клиенту в руки. Один терминал может заменить нескольких курьеров», — объясняет Андреас Преговски, генеральный директор Qiwi Post. Компания, основанная тремя партнерами: польским Integr.Pl, инвестфондом iTech Capital и провайдером моментальных платежей Qiwi (у двух последних общий совладелец, основатель и гендиректор Qiwi Андрей Романенко), вышла на рынок почтоматов — терминалов для автоматической выдачи посылок, где клиент с помощью пин-кода может самостоятельно извлечь адресованное ему отправление. Они позволяют интернет-магазинам сократить логистические затраты до 20%, а другим видам дистанционной торговли (каталожной, сетевому маркетингу) — сроки доставки. Qiwi Post уже установила в Москве и области полтора десятка таких металлических шкафов с ячейками разных размеров и купюроприемниками и планирует запустить 400 в 2012 году. За три года компания вложит в проект 30 млн долларов.

Но она не единственный игрок на российском рынке. В прошлом году PickPoint и Logibox уже открыли около 200 почтоматов по всей стране, а потенциальный объем рынка составляет от 3 до 6 тыс. Тогда Россия сможет догнать более развитые в этом отношении страны Европы (см. график 1). По оценке PickPoint, почтоматы уже в скором времени будут обслуживать 15–20% отправлений B2C.

Беспокойные интернет-покупатели

Для курьерских служб получатели посылок B2C, то есть клиенты интернет-магазинов и прочей дистанционной торговли, сущее наказание. Они не знают точно, где будут, скажем, завтра с 9 до 14 часов. Их дом расположен далеко, еще и в каком-нибудь закоулке, а возвращаются они туда к полуночи. И, подумать только, им нужна сдача! То ли дело бизнес-клиенты: расплачиваются безналично, и секретарь сидит в офисе с 9 до 18. Впрочем, у покупателей к курьерам тоже много претензий: доставку осуществляют преимущественно в рабочие дни и часы, когда покупатель сам должен быть на работе, опаздывают, не могут найти адрес. Это все проблемы «последней мили», на которую, как рассказал гендиректор оператора экспресс-доставки «СПСР-Экспресс» Владимир Солодкин, приходится 30% стоимости доставки, а с учетом московских пробок даже больше.

Почтоматы позволяют удешевить доставку именно потому, что вышеупомянутые проблемы «последней мили» здесь нивелируются. Один курьер, обслуживающий почтомат, отвозит сразу несколько посылок по стандартному маршруту — экономится и время, и бензин. К тому же когда обычный курьер приезжает к покупателю на дом, тот часто возвращает часть покупок, в 10–12% случаев, процент же возврата у почтоматов куда ниже — невостребованными остаются около 3% отправлений. Участники рынка списывают это на то, что вернуть курьеру покупку технически очень удобно. Непонятно, правда, как отражается на лояльности клиентов, которым приходится мириться с нежеланными покупками, услуга почтоматов.

Интернет-магазин может доставлять посылки в почтоматы сам, а может прибегнуть к ус

В России почтоматов на порядок меньше, чем в Европе
Доставка через почтоматы претендует примерно на пятую часть российского рынка

Читать все комментарии

ТАСС

Не договорились

Визит Барака Обамы в Королевство Саудовская Аравия (четвертый за время его президентства) прошел крайне непросто. Проблемы начались еще у трапа самолета: американского президента встречал всего лишь губернатор Эр-Рияда, хотя прибывших до него глав стран Залива приветствовал лично король. Апогеем обострения двусторонних отношений стал, конечно, нынешний скандал с секретной частью доклада о событиях 11 сентября

«Мираторг» с заднего входа

532 фотографии, 167 видеозаписей и 216 аудиофайлов диктофона — столько информации собрал спецкор «Эксперта», чтобы ответить на вопрос, в чем причина и каковы последствия повсеместного доминирования продукции «Мираторга» на полках российских магазинов

«Уравновешенный человек с интересом занимается всем»

Ученица знаменитой московской Второй школы стала лучшей в индивидуальном рейтинге V Европейской математической олимпиады для девушек. С директором школы Владимиром Овчинниковым мы беседуем о базовых принципах создания отличной школы