Плохой хороший холестерин

Наука и технологии
Москва, 05.03.2012
«Эксперт» №9 (792)

Ученые из национальной лаборатории Лоуренса в Беркли провели исследования, в которых выяснили пути перекачки холестерина из «хороших» липопротеинов высокой плотности (HDL) в «плохие» — низкой плотности (LDL). Результаты этой работы недавно опубликованы в журнале Nature Chemical Biology.

Известно, что холестерин находится в крови в виде комплекса с особыми белками-транспортерами — аполипопротеинами. Примерно 75% холестерина вырабатывается самим организмом, остальное поступает с пищей. У холестерина много функций, он делает клеточные мембраны эластичными, помогает синтезировать витамин D, участвует в выработке гормонов, помогает иммунной системе. Организм старается регулировать уровень холестерина с помощью различных механизмов. В частности, «хорошие» аполипопротеины захватывают избыточный холестерин и выводят его из организма. «Плохие» несут холестерин в органы, и, если их слишком много, холестерин может цепляться за стенки сосудов, образуя холестериновые бляшки. Это может привести к атеросклерозу, инфарктам и инсультам. Было также известно, что и HDL, и LDL каким-то образом активно взаимодействуют еще с одним белком-переносчиком — CEPT. Но механизм этой связи был неизвестен.

Ученые из Беркли решили выяснить это с помощью усовершенствованного метода электронной микроскопии. Группа создала молекулярно-динамические модели, которые подтвердили гипотезу о том, что белок CEPT образует с HDL и LDL комплекс. При этом похожий на банан белок CEPT пробуравливает своими концами оба аполипопротеина, и это взаимодействие так изменяет структуру белка, что внутри его образуется своеобразный туннель, через который холестерин из «хороших» липопротеинов переходит в «плохие». В случаях когда такой усиленный трансфер приводит к серьезному повышению «плохих» аполипопротеинов, которые могут способствовать возникновению бляшек, можно воздействовать на исполнителя этого трансфера — блокируя деятельность белка CEPT. Это дает возможность создания новых препаратов — ингибиторов CEPT.

№9 (792) 5 марта 2012