Ждем безвредный поезд

Русский бизнес
Москва, 05.03.2012
«Эксперт» №9 (792)
В ближайшее время в России должен начаться серийный выпуск нового типа локомотива — газотурбовоза. Ключевые проблемы реализации проекта — выбор производственной площадки и создание заправочной инфраструктуры

Фото: ИТАР-ТАСС

Серийное производство газотурбовоза — локомотива, работающего на сжиженном природном газе (жидком метане), начнется в России в 2014 году. Договоренности с газовой и машиностроительной компаниями по созданию заправочных станций и выбору завода-изготовителя будут достигнуты к концу следующего месяца. Первый серийный образец нового локомотива появится уже в начале следующего года», — об этом на прошлой неделе заявили проектировщики новой машины — компания «Российские железные дороги» (РЖД) и Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (ВНИКТИ).

Инвестиции в необходимую инфраструктуру и изготовление опытного образца оцениваются почти в 2 млрд рублей. Соинвесторами проекта могут выступить газовая компания «НоваТЭК» и транспортный холдинг «Синара».

У газотурбовоза по сравнению с тепловозом дешевле топливо и ниже затраты на эксплуатацию. Экологический эффект от использования новых локомотивов — многократное снижение вредных выбросов в атмосферу.

Самый мощный

Прототип газотурбовоза серии ГТ1 появился еще в 2007 году на базе электровоза ВЛ15 и уже курсирует по железным дорогам. Хотя этот локомотив по законодательству не может быть сертифицирован, его можно испытывать. Пять лет различных усовершенствований отмечены дипломом Книги рекордов Гиннесса за беспрецедентную мощность магистрального газотурбовоза, работающего на сжиженном природном газе (СПГ). А проведение этим локомотивом в сентябре прошлого года грузового состава из 170 вагонов общим весом 16 тыс. тонн стало рекордным. Что доказало: газотурбовоз может заменить работу пяти тепловозов.

При сравнительно небольшом весе (около 300 т) локомотив имеет мощность 8300 кВт, что эквивалентно 11,3 тыс. л. с. и соизмеримо с мощностью серийного грузового электровоза. Даже при полной загрузке он развивает скорость до 100 км/ч. У газотурбинного двигателя меньшее по сравнению с дизельным двигателем число трущихся деталей турбины и высокая температура горения топлива, при которой фактически не образуется нагар. Это делает газотурбовоз значительно дешевле в ремонте и обслуживании.

Новинку планируют использовать прежде всего в северных районах страны, в Сибири и на Дальнем Востоке. Во-первых, это близко к добыче природного газа и машину легче обеспечить топливом. Во-вторых, газотурбинный двигатель локомотива не требует прогрева, а при низких температурах его мощность даже увеличивается. В-третьих, в этих регионах много неэлектрифицированных железнодорожных путей, где могут использоваться только локомотивы с автономной тягой.

Основным потребителем газотурбовозов будет РЖД, компания готова закупить от 50 до 200 единиц новой техники. Кроме того, по словам Дмитрия Федорченко, генерального конструктора ОАО «Кузнецов» (одно из предприятий этого холдинга разработало двигатель для газотурбовоза), интерес к проекту уже проявили некоторые зарубежные страны. В их числе Индия, не испытывающая нехватки в СПГ. По мнению президента Международной академии транспорта Александра К

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (792) 5 марта 2012
    Россия и мир
    Содержание:
    Геополитика реиндустриализации

    Одна из важнейших задач, стоящих перед Россией, — использовать сложившуюся в мире геополитическую ситуацию, чтобы провести реиндустриализацию страны на новом витке технологического развития

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Реклама