О границах дискуссии

Разное
Москва, 12.03.2012
«Эксперт» №10 (793)

Как и было обещано, «Эксперт» провёл круглый стол по проблемам работы с одарёнными детьми. Собрание было безупречно представительное: присутствовали ведущие специалисты школ, много лет обучающих талантливых ребят; пришли и участники работы над проектом начальственной бумаги по этой проблеме — проектом, так встревожившим практиков (см. «Об одарённых — альтернативно», «Эксперт» № 5). Обсуждение получилось не только содержательным, но и результативным: стороны договорились о немедленных совместных действиях. Но впечатление и у меня, и у тех коллег, с кем удалось перемолвиться на выходе, осталось скорее печальное — и печаль эта вполне объяснима логически.

Сначала о результатах беседы. Выявилось почти безоговорочное согласие по важным пунктам. Присвоение детям официального статуса «одарённых» (ключевой элемент проекта, готовящегося для президентской комиссии), а тем более материальная заинтересованность школ и родителей в получении и удержании такого статуса — не могут стать стержнем работы с талантливыми ребятами. Такой подход чреват массой дурных последствий начиная с нервного перенапряжения детей, но принесёт мало пользы. Финансировать нужно прежде всего не одарённых ребят, а среду для их развития: коллективы таких же мотивированных детей и талантливых наставников. Педагогов и организаторов, способных работать с одарёнными учениками, очень немного, и быстро взять новых — негде. Готовить их можно, только опираясь на действующие центры такой работы, по мере возможности расширяя их ареал. Присутствовавшие на круглом столе авторы альтернативных проектов системы работы со способными детьми: проекта президентской комиссии и Колмогоровского проекта — согласились в течение двух недель сделать сводный вариант, который затем будет открыто обсуждён в Общественной палате. Это, по-видимому, даёт нам шанс получить на выходе разумный документ.

Теперь о том, почему впечатление всё-таки получилось невесёлым. Прежде всего потому, что один разумный документ — это прекрасно, и надо делать всё возможное, чтобы он появился, но он мало что изменит. Бесконечная реформа направлена на стандартизацию и бюрократизацию образования — обе эти цели абсолютно вредоносны для работы с талантливыми детьми. Как раз ЕГЭ, чаще всего поминаемый критиками реформы, участников нашего обсуждения не очень волновал: кому-кому, а их ученикам никакие тесты не страшны. Зато нормативно-подушевое финансирование, постоянные угрозы ликвидировать гимназии и лицеи как класс, несуразный и продолжающий расти бюрократический гнёт им действительно мешают; отдельная бумага может «талантливые» школы от всего частично и/или временно прикрыть, но не более того.

Дальше — хуже. Почему такое непростое дело, как сведение двух вариантов, — по существу, создание новой концепции работы с юными талантами — надо умять в две недели? А потому, что по плану заседаний комиссии Дворковича принятие бумаги записано на конец марта. Ее авторы сами легко признают, что бумага далеко не идеальна; они, как я понял, готовы сколь уго

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (793) 12 марта 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Фундаментальный порок оппозиции

    Размывая легитимность государства и власти, присваивая себе право судить вне законов рациональности, либеральная оппозиция делает нашу политику не более современной, а более архаичной, фактически пробивая дорогу для фундаменталистов

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама