Искать идентичность уже поздно

Русский бизнес
Ритейл
«Эксперт» №11 (794) 19 марта 2012
Региональная сеть бытовой техники и электроники «Телемакс» резко увеличивает число магазинов, пока ее не захлестнула волна консолидации
Искать идентичность уже поздно

Совсем мелких игроков в ключевых регионах РФ уже нет. Остались крепкие середнячки с многолетним опытом управления своими сетями, развитой логистикой и видением дальнейших этапов развития. К их числу относим себя и мы», — говорит Владимир Дорофеев, коммерческий директор сети «Телемакс». Но в отличие от коллег, большинство из которых после кризиса притормозили рост, «Телемакс» решила в 2012 году расшириться сразу на 40%, добавив 10 торговых точек к имеющимся 24. Притом не только в своем — Северо-Западном — регионе, но также в Центральном и Приволжском.

Вкладывая в проект 540 млн рублей, «Телемакс», компания с оборотом около 5 млрд рублей, старается закрепиться на рынке, пока ее не вытеснили быстро растущие лидеры, чья выручка на порядок больше.

Ближе к дому

До сих пор региональные торговцы бытовой техникой и электроникой (БТЭ) составляли весьма серьезную конкуренцию федеральным сетям. По оценке «Финама», средние и мелкие операторы контролировали в 2010 году не менее 60% рынка БТЭ (речь идет о широком профиле рынка, включающем мобильные телефоны, периферийные товары и проч.). Николай Орлов, директор по сбыту одного из крупнейших дистрибуторов Merlion, добавляет, что особенно выигрышной для регионалов ситуация была в кризис. «Тогда многие из региональных ритейлеров заметно усилили свои позиции — не обремененные большими кредитами, были вполне устойчивы», — говорит Орлов.

Правда, все эксперты сходятся в том, что тренд на рынке уже поменялся, и консолидацию в ближайшие годы продолжат исключительно крупнейшие игроки — «М.Видео», «Эльдорадо», Media-Saturn Russia, на долю которых приходится около четверти рынка. В Merlion утверждают, что доля середняков перестала расти. По словам Максима Клягина, аналитика «Финама», через три-четыре года топ-3 может занять 45–50%.

«Телемакс» решила инвестировать в развитие, пока еще есть куда расти. Компания претендует на помещения, заведомо неидеальные для «М.Видео» или «Эльдорадо». Торговые залы «Телемакса» меньше, его средний формат — 1,5 тыс. кв. м, тогда как у лидеров рынка — более 2 тыс. кв. м, а такие большие площади в дефиците. В Media-Saturn Russia (компания оперирует гипермаркетами площадью около 4 тыс. кв. м) формат «Телемакса» охарактеризовали как neighborhood store, то есть «магазин по соседству», который удобно посещать жителям близлежащих районов или работникам окрестных офисов. С тем, что «малые формы» востребованы, согласны и в «Евросети», где развивают формат магазинов «Большая Евросеть» — не только с телефонами, но и с мелкой бытовой техникой, объясняя это тем, что за феном и утюгом покупатель не хочет ехать на другой конец города.

Особенно велик рынок подходящих площадей в малых городах. Именно там «Телемакс» и будет открывать новые магазины. Один из них — в Сарове Нижегородской области, где живет всего 90 тыс. человек. Впрочем, сеть занимает и крупные города — в планах на открытие помимо Сарова Тверь (400 тыс. человек), а также восьмой магазин в Санкт-Петербурге. Да и прослойка городов с населением от