Куда дует ветер в Новороссийске

Тема недели
Приватизация Новороссийского порта
Будущим совладельцам НМТП придется решать сложную задачу: одновременно сокращать огромный долг, инвестировать в инфраструктуру и придерживаться адекватной тарифной политики
Куда дует ветер в Новороссийске

Вокруг государственного пакета Новороссийского морского торгового порта, похоже, разгорается серьезная борьба. Государство намерено объединить свой пакет акций в НМТП с пакетом РЖД, что в сумме даст блокирующую долю, и продать эти акции компании «Роснефть». С такой инициативой выступил вице-премьер РФ Игорь Сечин. В свою очередь, Владимир Путин поручил Росимуществу, Минэкономразвития и Минтрансу проработать этот вопрос.

По словам источников газеты «Коммерсантъ», через «Роснефть» Игорь Сечин хочет участвовать в управлении портом, поскольку к деятельности группы «Сумма» и «Транснефти» (основные владельцы НМТП) у вице-премьера есть вопросы.

Сначала против продажи пакета НМТП «Роснефти» выступало Минэкономразвития: ведомству не нравилась форма приватизации — продажа пакета напрямую, без аукциона. Но спустя несколько недель МЭР и первый вице-премьер Игорь Шувалов, отвечающий за приватизацию госпакета НМТП, выступили за прямую продажу акций порта компании «Роснефть». Консультантом по продаже доли в НМТП планируется утвердить Morgan Stanley.

В ответ серьезно активизировались сегодняшние контролирующие акционеры порта — альянс компании «Транснефть» и группы «Сумма», которые сами намеревались приобрести госпакет. Они разработали масштабную стратегию развития порта и с помпой представили ее инвесторам, которые уже давно скептически смотрели на НМТП. Впрочем, не факт, что это поможет «Сумме» заполучить госпакет и таким образом стать единственным крупным акционером своей «гавани успешного бизнеса» (такой слоган выбран группой для Новороссийского порта). Государство не говорит об этом напрямую, но, судя по всему, оно обеспокоено монополизацией портовой инфраструктуры крупнейшей экспортной артерии страны. И рынок эти опасения разделяет.

Группа НМТП — крупнейший по грузообороту портовый оператор России. При этом непосредственно на порт приходится 15,5% грузооборота морских портов в стране. Кроме него в группу входит несколько терминалов в Новороссийском порту, один из крупнейших в стране нефтяных портов в Приморске и контейнерная площадка в Калининграде. Все вместе эти предприятия дают 157 млн тонн отправленных грузов в год, что составляет около трети российской морской грузоперевалки. В Европе группа НМТП занимает третье место среди портовых операторов (см. таблицы 1 и 2).

Жемчужина группы — Новороссийский порт. Его характеристики уникальны: наиболее глубоководные в регионе СНГ и Балтии морские причалы (максимальная глубина у сухогрузных причалов 13,5 м, у нефтеналивных — 24 м). Такая глубина причалов позволяет НМТП загружать сырую нефть в танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн (максимальный размер танкеров, которым разрешена навигация в проливах Босфор и Дарданеллы). Все это сочетается с удачным географическим положением: Новороссийск — это экспортные ворота страны в страны средиземноморского бассейна, Африки и Ближнего Востока (см. карту).

Приморский торговый порт (ПТП), который также входит в группу НМТП, находится на берегу Балтийского моря. Строительство эт

НМТП является головной компанией группы, бизнес которой сегментирован в дочерние структуры: ОАО «Новорослесэкспорт» (занимается перевалкой обработанной древесины, пиломатериалов, контейнеров); ОАО «Новороссийский зерновой терминал» (специализируются на зерновой продукции); ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» (ремонт судов, перевалка черных металлов и сыпучих грузов); ОАО «Флот Новороссийского торгового порта» (услуги по буксировке, бункеровке, пожарной безопасности) и — не совсем профильный актив — ООО «Балтийская стивидорная компания» (бизнес в контейнерном терминале в порту Балтийск). В совокупности получается большая компания, фактически монополизировавшая портовый бизнес Юга России.

НМТП занимает прибрежную территорию незамерзающей Цемесской бухты протяженностью 7,5 км. Из них 2,2 км используется для обработки наливных грузов, включая нефть и нефтепродукты, которые переваливаются на нефтебазе «Шесхарис». 4,5 км береговой линии порта используется для обработки сухих грузов. Для этого предназначены 24 сухогрузных причала глубиной от 5,5 до 13,5 метра, которые переваливают контейнерные грузы, зерно, сталь, цветные металлы, железную руду и лес. Рассматривается также возможность перевалки угля. В целом через порт идут огромные российские экспортные потоки.

Слагаемые «Суммы»

Сотрудничество «Транснефти» и группы «Сумма» началось достаточно давно. В транспортном бизнесе интересы сторон пересеклись в 2006 году в Приморском торговом порту (ПТП), после того как «Сумма» возвела за свой счет два нефтеналивных терминала, тем самым расширив мощность порта. Еще два терминала принадлежали «Транснефти». В дельнейшем ПТП был объединен с НМТП.

На текущий момент альянс группы «Сумма» и «Транснефти» простирается и за пределы логистического бизнеса. Так, «Сумма» выполняла строительные подряды для «Транснефти». Входящая в группу компания «Стройновация» строила нефтеперекачивающие станции на ВСТО-1, участки нефтепровода БТС-2, технологические трубопроводы морского нефтяного порта Козьмино.