Не топчитесь вокруг барьеров

Русский бизнес
Строительство
«Эксперт» №11 (794) 19 марта 2012
Не топчитесь вокруг барьеров

Уже не первый год застройщики и примкнувшие к ним эксперты пытаются убедить общественность в том, что частокол административных согласований мешает развитию строительной отрасли и формированию рынка доступного жилья. Два года назад правительство отреагировало на эти претензии и разработало масштабный план реформирования отрасли, направленный на устранение бюрократических барьеров. Но до сих пор никаких заметных сдвигов ни в этом, ни в других направлениях не произошло.

Так, может быть, не в барьерах дело? Тем более что у застройщиков нет объективных причин объяснять низкие темпы роста строительной отрасли только административными заковырками. Хотя бы потому, что большинство их лихо объезжает. Показательны в этом плане рынки недвижимости Москвы и Московской области. Сначала девелоперы застроили под завязку столицу. Теперь принялись за Подмосковье, которое стремительно и хаотично обрастает панельными микрорайонами, отрезанными от социальной, инженерной инфраструктуры, линий общественного транспорта.

К слову, упомянутый в статье Китай вопреки сложной системе административного регулирования мировой лидер по объемам ввода жилья. Это еще раз доказывает, что влияние административных процедур на темпы роста строительной отрасли несколько преувеличивается. Если, конечно, не принимать по внимание крайние случаи полного запрета на новое строительство в плотно застроенных местах. Но тут, как правило, видится здравый смысл, а не хищный чиновничий оскал.

Высокий уровень финансовых затрат на согласование строительных проектов объясняется не заоблачными официальными ставками (абсолютные официальные затраты на оформление бумаг составляют 2–3% от стоимости проекта), а коррупцией и капиталоемкой процедурой присоединения к инженерным сетям. Эти проблемы связаны с административным регулированием, но только косвенно. И вряд ли их можно решить, подкрутив что-то в системе согласований. Здесь уже нужен комплексный подход.

Резкое неприятие у застройщиков вызывают правила игры, установленные местными и региональными властями в довесок к федеральным регламентам. Возможно, именно в этом отраслевым экспертам видится резерв для сокращения административных издержек — не случайно они акцентируют внимание на такой проблеме. Однако попытка встроить строительный рынок в универсальную схему административного регулирования, устраивающую всех, скорее всего, обречена на провал. В большинстве стран мира с относительно цивилизованным строительным рынком инструменты административного регулирования предполагают некоторое разнообразие, учитывающее специфику конкретных территорий и интересы местных сообществ. Логично, что такое разнообразие возникает и у нас, пусть и в несколько извращенной форме.

Можно, конечно, искренне верить в чудодейственность снижения административных барьеров. Тем более что действующие на строительном рынке бюрократические алгоритмы себя действительно не оправдывают: в то время как профессиональные игроки расставленные препоны обходят, не связанные с девелоперским бизн