Новая когорта хозяев портов

Тема недели
Приватизация Новороссийского порта
«Эксперт» №11 (794) 19 марта 2012
Редакционная статья

Состояние общественно-экономического устройства России удивительным образом находит свое гипертрофированное отражение в портовой сфере. В 1990-е порты были прибежищем не самых чистых схем ведения бизнеса. Бандитские группировки устраивали кровавые бойни за портовую инфраструктуру. А директора менялись не реже чем раз в год, часто по причине летального исхода этих боен.

В начале 2000-х порты стали интересны новой группе стратегических собственников-сырьевиков и металлургов, которые осознали значимость логистической составляющей в получении маржи. Так крупный частный капитал стал цивилизовать портовый бизнес.

А в середине 2000-х порты стали интересны новой группе игроков, осознавших, что порт — это не только часть большой маржи, которую снимает владелец угольной шахты, металлургического или глиноземного завода, но и просто объект экономики, который в конкурентных условиях может генерировать неплохую прибыль, обслуживая экономику самых разных отраслей. При этом в ряде регионов страны, в частности на Северо-Западе и Юге, порты попросту не успевали обслуживать нарастающие транзитные потоки все более глобализующейся российской экономики. Это повлекло за собой огромный интерес к дефицитному ресурсу — экспортному окну. Стали появляться специализированные логистические компании и даже портфельные инвесторы, ищущие возможности эффективного вложения капитала в портовый бизнес и инфраструктуру. Отличный пример борьбы за эти дефицитные окна — приватизация Ванинского морского торгового порта. Заявки на участие в ней подавали 14 компаний, в том числе «Сибуглемет», СУЭК, EN+ Олега Дерипаски и UCLH Владимира Лисина. В ходе торгов было сделано более 700 шагов. Стоит оговориться, что победитель (малоизвестная компания «Сэлтехстрой»), предложивший 10,82 млрд рублей, так и не оплатил приобретенные акции. Но и второй претендент — угольная компания «Сибуглемет» — был готов заплатить 10,81 млрд рублей при годовой выручке порта всего около 1,5 млрд рублей.

Усиление роли государства в экономике сегодня дошло и до логистического бизнеса. Крупные государственные корпорации и окологосударственный бизнес тоже захотели поучаствовать в разделе логистической маржи. В связи с этим роль корпоративного управления, эффективного профессионального менеджмента становится как нельзя более удачным механизмом защиты от недоверчивого государства. Ориентация на институциональных инвесторов и высокие стандарты корпоративного управления, а также клиенториентированность, именно в такой связке, помогут частным акционерам порта сохранить активы под контролем и нарастить их капитализацию.

Новороссийский порт оброс долгами (частая в наше время история), для возврата долгов ему теперь приходится повышать тарифы. Да еще «Роснефть» предлагает свое участие в управлении. Из этой ситуации можно было бы извлечь выгоду. Наличие крупного государственного «якорного» инвестора со своими объемами — уже благо для компании. Особенно для столь обремененной долгами, как НМТП. Тут тебе и возможные гарантированные