Технология на экспорт

Тема недели
Трансфер технологий
«Эксперт» №12 (795) 26 марта 2012
Немецкие компании весьма активно участвуют в технологическом трансфере. Ни страх предприятий потерять свои ноу-хау, ни косность партнеров из развивающихся стран не могут остановить поток технологий из Германии
Технология на экспорт

Передача технологий внешнеэкономическим партнерам — один из основных факторов, помогающих немецким компаниям занять доминирующие позиции на иностранных рынках. Именно технологический трансфер дает германским фирмам возможность не только проникать на иностранные рынки, но и выстраивать там максимально полные производственные цепочки.

Так, передача технологий определяет характер экспансии немецкого машиностроения — одной из «визитных карточек» экономики страны. «Немецкие машиностроители переносят производственные линии за рубеж не из-за более низкой стоимости рабочей силы. В таком сложном и дорогом производстве, как машиностроение, этот фактор достаточно маргинален. Главное — стремление быть ближе к рынку сбыта. Поначалу германские машиностроители инвестировали в создание производств на рынках стран ЕС, затем — в США, сегодня инвестиции направляются в Китай, который стал огромным рынком сбыта немецкой продукции», — рассказал «Эксперту» руководитель департамента внешнеэкономических связей Союза машиностроителей Германии (VDMA) Ульрих Акерманн.

Степень зависимости немецких машиностроителей от трансфера технологий на рынки сбыта, по данным VDMA, весьма высока. «На экспорт уходит 75 процентов продукции машиностроительной отрасли Германии. При этом 60 процентов объема направлено за пределы Европейского союза. Это означает, что трансфер технологий очень сильно определяет профиль работы немецких машиностроителей», — говорит г-н Акерманн.

С ним согласен и Александр Айкельпаш, эксперт Немецкого института экономики (DIW) по вопросам инновационных систем и инновационной политики. «Динамика трансфера технологий из Германии постоянно нарастает, расширяется и его география. Вначале производства немецких компаний перемещались в Восточную Европу, вслед за рынками сбыта. Затем на новых рынках начали создаваться так называемые обогащенные центры производства, включавшие в себя не только сами производственные линии, но и исследовательские центры. Сегодня это новое понимание “глобального качественного производства” все больше определяет внешнюю политику немецких компаний», — уверен г-н Айкельпаш.

Конечно, все более активный перенос технологий на новые рынки сбыта несет в себе и риски: принесенная технология легко может быть потеряна для компании в результате промышленного шпионажа. «Страх перед кражей технологии в той или иной стране обоснован. Культурные и политические факторы играют в этом важную роль. Если кража технологий не воспринимается как преступное действие и не преследуется по закону, то, конечно, интеллектуальная собственность компании находится под угрозой. Особенно от этого страдают производственные линии машиностроительных предприятий, потому что они полностью копируются и продаются под другой маркой», — поделился с «Экспертом» своими наблюдениями Мартин Айзенхут, партнер консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants.

Опасный Китай

Самым зримым воплощением угрозы потери технологического лидерства в ходе недобросовестной конкуренции является