Mail.ru учится искать

Русский бизнес / Интернет
Фото: Олег Слепян

«Какую долю поискового рынка мы хотим? Сто процентов!» — заявил Владимир Габриелян, технический директор Mail.ru Group на пресс-конференции, посвященной планам компании по продвижению собственного поисковика. Какова доля шутки в его словах — непонятно. «Есть примеры поисковиков, которые выходили на рынок после лидера, так что мы знаем, на кого ориентироваться. Они и будут нашей путеводной звездой», — продолжает г-н Габриелян, имея в виду Google, который в прошлом году начал теснить в поиске лидера — компанию «Яндекс». На технологии этих двух поисковых систем приходится львиная доля рынка (см. график). К слову, и Mail.ru, разрабатывая собственный поиск, пользуется технологиями Google. Пока простому пользователю не отличить, кто нашел для него страницу, но в 60% случаев это технологии американцев.

Сегмент поиска привлекателен из-за контекстной рекламы, а она растет быстрее всего на интернет-рынке (63 против 45% роста у медийной рекламы). Сейчас почти все достается «Яндексу» и Google, причем контекстная реклама — их основной источник дохода, тогда как для Mail.ru это лишь 10%. Обидно, потому что Mail.ru один из лидеров рунета по посещаемости (последнее время борется с «Яндексом» за первое место, у обоих — примерно по 30 млн уникальных посетителей в месяц) и мог бы эффективнее монетизировать трафик. Удастся ли Mail.ru сделать свой поиск нужным пользователю?

Найдется пока не все

«Такую разработку, как поисковая система, нельзя сделать сразу лучше других», — признает Владимир Габриелян, демонстрируя слайды, на которых видно, что почти по всем показателям качества собственный поиск Mail.ru Group отстает от «Яндекса» и Google. Оказывается, что полнота поиска, зависящая от числа проиндексированных страниц, у Mail.ru хуже, чем у «Яндекса», на 20 процентных пунктов, а чем у Google — на 10. По качеству ответов на вопросы типа «аквапарки Казани» или «духовные семинарии СПб», то есть тематические запросы, разрыв с «Яндексом» — почти 25 пунктов, а с Google — 8 (данные компании «Ашманов и партнеры» на конец 2011 года). Впрочем, Mail.ru не стоит на месте: почти по всем показателям видна положительная динамика, кое-где ему даже удалось догнать лидеров, например, по качеству поиска омонимов. А по качеству цитатного поиска он даже опережает «Яндекс». Чтобы достичь этого, компания за последний год почти удвоила число сотрудников поискового подразделения — теперь это 60 программистов и 60 асессоров, тестирующих релевантность поиска.

Некоторые аналитики не уверены, что Mail.ru удастся догнать лидеров по качеству поиска. Так, у «Яндекса» в общей сложности поиском занимается больше 1000 человек. Другим препятствием станет нынешняя невысокая посещаемость поиска Mail.ru, считает Игорь Ашманов, генеральный директор «Ашманов и парт­неры». «Если пользователи задают меньше запросов, у сервиса меньше статистики для улучшения поисковой выдачи», — напоминает он.

Для поддержания необходимого качества сейчас Mail.ru сотрудничает с Google, который выполняет поиск там, где не умеет M

Google и Mail.ru начали теснить "Яндекс" на рынке поиска