Никому не нужная «Свобода»

Русский бизнес
«Эксперт» №13 (796) 2 апреля 2012

Мэрия Москвы продала на аукционе 49% акций косметического объединения «Свобода». Актив, выставленный за 1,57 млрд рублей, был куплен по стартовой цене неким ООО «Эстэл», за которым, судя по всему, стоит группа компаний «Букет» поволжского бизнесмена Владислава Бурова. Ключевой актив «Букета», холдинг «Солнечные продукты», один из крупнейших российских производителей майонеза («Московский провансаль»), маргарина («Жар-печка», «Чудесница»), растительного масла («Россиянка», «Ярко») и хозяйственного мыла с выручкой около 20 млрд рублей.

«Свобода» известна многим жителям нашей страны по своему продукту «Детскому крему». Фабрика находится в Москве, в районе станции метро «Савеловская». Место хорошее, и можно было бы подумать, что новый инвестор зашел на фабрику лишь для дальнейшего редевелопмента. Но, как нам рассказала гендиректор ГК «Букет» Светлана Савченко, «“Свобода” покупалась как производственный актив, мы не собираемся кардинально менять ее профиль, будем производить на ней косметику». Значимость косметики в бизнесе холдинга до сих пор была невелика. Зачем же успешному производителю масложировой продукции заходить на, по сути, новый для него и высококонкурентный рынок? «Валовая маржа в косметике достигает 45 процентов, в масложировом бизнесе она в два раза меньше, так что мы пришли сюда за прибылью. Кроме того, по моей информации, загрузка мощностей “Свободы” невелика, мы сможем производить на существующем оборудовании значительно больше продукции», — поясняет г-жа Савченко.

«Свобода» в своем роде реликт советской эпохи. Проданный пакет акций принадлежал до последнего времени Москве, а остальной 51% находился в собственности коллектива. По сути, фабрика не принадлежала никому и реально контролировалась менеджерами запенсионного возраста, не особенно заинтересованными в развитии вверенного им предприятия. В 2003 году им подфартило: на фабрике удалось разместить контрактное производство мыла Camay и Safeguard, а также зубной пасты Blend-a-Med (все указанные бренды принадлежат компании Procter & Gamble, P&G). Несколько лет назад P&G перевела производство мыла на Украину, но зубную пасту «Свобода» по-прежнему производит, что дает фабрике примерно половину ее выручки. Но уже в ближайшее время из-за роста себестоимости P&G может перевести производство пасты в Китай. Ведь и так уже большая часть зубных паст на наших прилавках под брендами P&G и Colgate-Palmolive — импорт из Поднебесной. Видимо, именно поэтому P&G не стала участвовать в аукционе ради покупки «Свободы». Так что «Букету», скорее всего, придется развивать купленный актив исключительно собственными силами.