В Брюсселе доигрались

Тема недели
Авиаперевозки
«Эксперт» №13 (796) 2 апреля 2012
Редакционная статья

Это случилось. Безудержное желание евробюрократии все устроить по собственному разумению — желательно в целях предотвращения изменения климата — наконец уперлось в препятствие. О которое непомерные брюссельские амбиции наверняка разобьются. Речь идет о введении налога на выброс парниковых газов самолетами, которые садятся или взлетают в европейских аэропортах.

В ответ Россия, Китай, Индия, Бразилия, США и целый ряд других государств заявили о готовности развязать настоящую экономическую войну против Евросоюза — начиная с изменения маршрутов европейских авиакомпаний и заканчивая бойкотом продукции европейских самолетостроителей. Так что потери для экономики ЕС, которая и без того переживает не лучшие времена, могут оказаться очень болезненными.

Спрашивается, как такое могло произойти, что подобный закон вообще возник в недрах европейских управленческих структур? О чем вообще думали его авторы? Представляется, что ответ надо искать в предыдущих подобных инициативах Брюсселя.

Прежде всего на ум, конечно, приходит давняя история с введением ограничений на шумность авиационных двигателей самолетов, совершающих полеты в Европу. Ограничения по шумности имели совершенно очевидную подоплеку — желание вытеснить самолеты конкурирующих авиапроизводителей, которым не посчастливилось обладать двигателями достаточно «малошумными», по мнению европейских чиновников. Эта инициатива в конечном итоге была реализована, в результате чего авиакомпаниям многих стран пришлось обновлять авиапарк (тут, кстати, одними из наиболее пострадавших оказались российские авиакомпании и авиапроизводители). И по-видимому, именно успех того проекта и подвиг еврочиновников на сочинение аналогичного акта — уже о выбросах СО2.

В основе подобных прожектов очевидно лежит мысль о том, что европейский рынок — весьма лакомый кусок, и всем остальным, если они хотят на нем работать, придется утереться и принять новые правила. Однако в случае с «экологическим» налогом Брюссель явно перегнул палку. Экономические потери Евросоюза от ответных мер пострадавших стран будут столь велики, что полностью перекроют какие-либо выгоды от введения налога.

То, как быстро и единодушно отреагировали Россия и прочие, показательно само по себе. Главный вывод, который можно сделать, — выгоды от сотрудничества с ЕС, конечно, велики, но не настолько, чтобы позволять диктовать себе условия. Это радикальная перемена в настроениях. Если Европа хочет изолировать себя экономически (даже из самых благих побуждений охраны окружающей среды) — да пожалуйста, плакать никто не будет. Для Европы торговля с Азией уже критически важна, резко ослабить там свои позиции из-за копеечного, на самом-то деле, налога глупо. А сам азиатский рынок авиаперевозок сегодня растет динамичнее европейского, потерять это направление европейцы вряд ли себе могут позволить.

Ослабление глобальных позиций Брюсселя — приятная новость для нашей страны. Столь явная ошибка означает, что впредь еврочиновники будут осторожнее в желаниях. Кроме того, это мож