ЗИЛ возродят за 350 млн долларов

Повестка дня
«Эксперт» №13 (796) 2 апреля 2012
ЗИЛ возродят за 350 млн долларов

Правительство Москвы приняло решение о развертывании на части территории бывшего автомобильного гиганта ЗИЛа полномасштабного современного производства грузовиков. Финансовым партнером выступят структуры Сбербанка.

Для реализации проекта создано новое юридическое лицо «МосАвтоЗИЛ», куда передано около 50 из 288 га, принадлежащих автозаводу. Москва и Сбербанк готовы инвестировать в проект 350 млн долларов. Они же станут собственниками предприятия. Как сообщил «Эксперту» председатель совета директоров «МосАвтоЗИЛа» Игорь Кульган, строительство нового производства займет около двух с половиной лет, мощность предприятия составит до 150 тыс. грузовиков в год.

«Предварительные параметры бизнес-плана предполагают выпуск коммерческой техники легкого и, возможно, среднего класса», — рассказал Кульган. То есть продукции, на которой ЗИЛ специализировался всегда. Кто выступит технологическим партнером проекта, пока не решено (называются итальянский FIAT, корейская Hyundai, французская Renault). «В современном производстве на одной линии могут выпускаться легкие грузовики разных компаний-конкурентов, — отмечает Кульган. — Продукция нашего завода сможет претендовать на треть российского рынка легкого коммерческого транспорта». Заметим, что рынок легких грузовиков рос в последние пару лет со скоростью более 30% в год.

«МосАвтоЗИЛ» хочет получить льготы по промсборке, которые правительство уже перестало предоставлять. Для этого московский завод собирается купить компанию, подписавшую соглашение о промсборке, но льготами не пользующуюся. По информации газеты «Ведомости», «сейчас есть четыре “спящих” соглашения, их подписали Suzuki, Magna, СП “Укравто” и “Богдана” — “Объединенные транспортные технологии”, а также Mitsubishi».

ЗИЛ по-прежнему выпускает грузовики, но в малых объемах — около 300 штук в месяц, к тому же их технологическая платформа устарела. «Правительство Москвы целый год работало с международными консультантами, и все пришли к выводу, что лучшего применения, чем современный завод, для этой территории нет», — сообщил Кульган. Действительно, после 96 лет автомобильного производства на территории сложилась проблемная экологическая обстановка. Она накладывает ограничения на строительство жилья (требуется рекультивация земли). К тому же новый большой жилой микрорайон парализовал бы движение и на Третьем транспортном кольце, и на набережных в районе ЗИЛа. А для завода там есть подходящая транспортная инфраструктура — территорию ЗИЛа пересекает Малое кольцо Московской железной дороги. Электричества тоже в избытке, сохранились производственные помещения.

Существен и социальный аспект: около трети выпускников московских средних профессиональных образовательных учреждений имеют технические специальности, а работы для них мало. «В нашем бизнес-плане заложена зарплата от тысячи долларов, так что, думаю, мы будем привлекательны на рынке труда», — считает Кульган.

То, что на территории Москвы решено построить большой автозавод, не смущает наблюдателей. «Решение р