Дело не в идее

Культура
Архитектура
«Эксперт» №14 (797) 9 апреля 2012
Первый китайский лауреат Притцкеровской премии по архитектуре рассказывает о своем понимании современных подходов к градостроению и о сочетании национального и глобального в архитектурном творчестве
Дело не в идее

25 мая в Пекине состоится официальная церемония вручения одной из самых престижных архитектурных наград в мире — Притцкеровской премии. В этом году она впервые была присуждена представителю Китая — 49-летнему архитектору Ван Шу из Ханчжоу за «неподвластные времени, уходящие корнями в традиции и при этом обладающие универсальным прочтением работы». В 2011 году Ван Шу получил золотую медаль французской Академии архитектуры, а годом ранее вместе с женой Лу Вэньюй стал лауреатом Шеллинговской премии. Сегодня архитектор возглавляет Институт архитектуры Китайской академии искусств в Ханчжоу. В интервью «Эксперту» Ван Шу рассказал о своем отношении к современной архитектуре Китая, о творческой свободе и выборе, а также о том, почему решение жюри стало для него неожиданностью.

Какой была ваша первая реакция, когда вы узнали о победе?

— Эта новость вызвала у меня смешанные чувства. Многие друзья и молодые архитекторы поддерживали меня, но они всегда были в меньшинстве. Все эти годы я был одинок. Сейчас многие спрашивают, в чем секрет моего успеха. Все очень просто: оставайтесь верными своей мечте как можно дольше, и однажды вы непременно добьетесь результата. Только я никогда не думал, что мой результат окажется таким высоким. Притцкеровская премия — самая главная архитектурная награда в мире. Обычно ее вручают лет в шестьдесят, а я получил так рано, в сорок восемь. Поэтому новость о победе стала для меня большой неожиданностью.

Понимают ли на Западе работы китайских архитекторов?

— В Китае и за рубежом, безусловно, существует определенная разница в восприятии. Многие китайские архитекторы считают, что Китай отстает от Запада, и изо всех сил пытаются догнать его. Однако если ты ставишь целью догонять, то ты обречен всегда оставаться позади, потому что невозможно угнаться за последними тенденциями, которые постоянно меняются. Когда же архитектор черпает вдохновение в собственной неповторимой культуре и творит исходя из своего культурного восприятия, другим людям становится намного проще тебя понять. Это очень интересная особенность. Последние два года я много работал за рубежом, ездил по миру с лекциями и с удивлением обнаружил, что мир стремится познать китайскую архитектуру, его интересует, как сейчас развивается архитектурное направление в Китае. То, что я удостоился Притцкеровской премии, по меньшей мере олицетворяет те усилия, которые прикладывают на Западе к познанию китайской архитектуры.

Как сохранить баланс между Западом и Востоком?

— В современном мире невозможно отделять одно от другого. Мы все время делаем акцент на «своем», исключительно «китайском» пути. На самом деле Китай очень подвержен западному влиянию. Простой пример: даже если мы попытаемся построить полностью китайское здание, у нас ничего не получится. Хотя бы потому, что сегодня в любом строительстве необходимы бетон и сталь. И это касается не только материалов и технологий. Любое здание включает в себя целый комплекс понятий. В том числе бытовые привычки, которые за последнее

Ван Шу, современный китайский архитектор

Родился в 1963 году в городе Урумчи на северо-западе Китая. Выпускник Нанкинского технологического университета. В 1997 году вместе с женой Лу Вэньюй открыл студию Amateur Architects в Ханчжоу. С 2000 года возглавляет Институт архитектуры Китайской академии искусств в Ханчжоу. В своих работах сочетает технику традиционных китайских ремесел с экспериментальным подходом и научным поиском. Среди наиболее известных работ архитектора — библиотека Университета Сучжоу, Музей современных искусств г. Нинбо, Исторический музей г. Нинбо, керамический домик (г. Цзиньхуа), жилой комплекс Qianjiang Times (г. Ханчжоу), кампус Китайской академии искусств (г. Ханчжоу).