Хрупкий рынок

Спецвыпуск
Лизинг
«Эксперт» №14 (797) 9 апреля 2012
Зависимость лизинговых компаний от крупных клиентов растет, а хорошим управлением рисками могут похвастать далеко не все участники рынка. Из-за этого рынок лизинга остается очень чувствительным к проблемам в экономике
Хрупкий рынок

Темпы прироста сделок на лизинговым рынке за 2011 год снизились, хотя и остались внушительными — 79% против 130% годом ранее. Объем нового бизнеса за год достиг 1,3 трлн рублей, как и прогнозировал «Эксперт РА» (см. «Эксперт» № 39 от 3 октября 2011 года). Совокупный лизинговый портфель на 1 января 2012 года составил 1,9 трлн рублей (см. таблицу 1).

Доля сделок четвертого квартала в годовом объеме составила 29% вместо традиционных 40%. Такое снижение было обусловлено как проведением ряда крупных сделок в третьем квартале года, так и несвойственным лизинговому рынку замедлением темпов роста к концу года в связи с нестабильностью на рынках капитала и ростом ставок фондирования.

«В четвертом квартале 2011 года произошло снижение темпов роста рынка, — подтверждает Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО “ВТБ Лизинг”. — Лизинговые компании стали более консервативно подходить к процедуре одобрения сделок, наблюдалось и затруднение с фондированием, особенно на длительные сроки — более трех-пяти лет, возросла также стоимость финансирования».

Удорожание фондирования может продолжиться и в 2012 году. Повышение ставок по кредитам в условиях, когда кредиты банков занимают 60–75% в источниках средств лизинговых компаний (см. график 1), бьет по марже лизингодателей и доступности лизинговых услуг. Привести к повышению ставок могут также изменения в нормативных доку­ментах ЦБ РФ — инструкции 110-И (в части формирования резервов) и положении 254-П. Избежать повышения смогут лизингодатели, имеющие индивидуальный рейтинг (не ниже А по шкале «Эксперт РА») или безупречные финансовые показатели.

Изменение условий фондирования произойдет и в части господдержки сделок лизинга с субъектами малого и среднего бизнеса со стороны МСП-банка. «Банк перешел от оперативного насыщения сектора малого и среднего предпринимательства России кредитными ресурсами к решению задач модернизации экономики и оказанию адресной — а значит, более эффективной — поддержки МСП в тех сегментах, где это требуется больше всего, — рассказывает Сергей Крюков, председатель правления МСП-банка. — Мы взяли курс на развитие неторгового сектора малого и среднего предпринимательства, а также на точечную поддержку инновационных, модернизационных и социально значимых проектов МСП». Новые приоритеты нашли отражение в продуктовой линейке банка — в 2011 году была приостановлена выдача кредитов по ряду продуктов, ориентированных на широкую аудиторию заемщиков («Развитие», «Автолизинг», «Отечественный автолизинг»). В 2012-м активно разрабатываются и актуализируются качественно новые продукты.

Хотя лизингополучателям, как правило, проще доказать соответствие своих проектов новым критериям, чем заемщикам, в линейке продуктов МСП-банка для лизинговых компаний, по мнению «Эксперт РА», должен остаться и продукт, ориентированный не только на модернизацию и инновации. Очевидно, что целый пласт компаний малого бизнеса предъявляет спрос на автотехнику, и полностью лишать его поддержки было бы неверно. Такие компании тоже