Буксир для мирового автопрома

Международный бизнес
Автомобильный рынок
«Эксперт» №15 (798) 16 апреля 2012
На автомобильном рынке США бурное оживление. Сегодня он становится одним из основных драйверов развития всей мировой автомобильной промышленности
Буксир для мирового автопрома

Больной выжил и пошел на поправку — такой диагноз поставили американскому автомобильному рынку участники завершившегося на прошлой неделе Нью-Йоркского автосалона. Статус этой выставки ниже, чем, например, автосалона в Детройте, Женеве или Париже. Но нынешнее нью-йоркское мотор-шоу прошло очень живо: на нем было представлено около трех десятков мировых и шести десятков североамериканских премьер. Повышенная активность участников Нью-Йоркской автомобильной выставки в этом году объясняется тем, что уверенно восстанавливается американский авторынок.

Напомним, что в кризис он рухнул более чем на треть от своих рекордных показателей (см. график), и ведущие американские автопроизводители оказались на краю пропасти. Если бы не многомиллиардная помощь правительства, «большая тройка» — компании Сhrysler, General Motors, Ford — оказалась бы банкротом.

Сейчас дела обстоят по-другому. Продажи легковых машин в США внушают оптимизм: в марте они выросли на 13% по сравнению с аналогичными прошлогодними, и участники рынка пересматривают и без того благоприятный прогноз на текущий год. Если еще несколько месяцев назад говорили о том, что рынок США в 2012-м достигнет максимум 14 млн автомобилей, то сейчас большинство наблюдателей убеждены в том, что планка в 14,5–14,7 млн единиц легко будет преодолена, то есть увеличение составит 10–15% по отношению к прошлому году.

На фоне стагнирующих и даже падающих рынков других развитых стран (ожидается, что в Западной Европе продажи автомобилей снизятся на 8–10%) американский рынок становится одним из основных драйверов развития всей мировой автоиндустрии. «Всего мировой автомобильный рынок в текущем году увеличится на три миллиона автомобилей. Из них миллион дадут США, миллион — Китай, оставшийся миллион придется на страны с развивающимися экономиками, такие как Бразилия, Россия, Индия, Турция и другие», — констатировал на нью-йоркской выставке глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон.

Оптимистичен и Марк Темплин, вице-президент американского подразделения компании Toyota Motor: «Авторынок США быстро восстанавливается, и в обозримом будущем он превысит свои исторические максимумы, преодолев планку 16–17 миллионов автомобилей в год. Причин роста несколько, главная из них состоит в том, что в кризис многие в США экономили и не покупали новые машины, в результате автопарк устарел. Сейчас средний возраст автомобиля на американских дорогах одиннадцать лет. Так что в Америке люди сейчас особенно охотно присматриваются к новым машинам».

Кому достанутся США?

Отъесть свой кусок американского пирога стремятся все ведущие мировые концерны. Особенно агрессивно настроены японцы, стремящиеся отыграть позиции, потерянные после прошлогоднего мартовского землетрясения. В результате этого стихийного бедствия доля японских машин от всех продаваемых в Штатах автомобилей упала с 38 до 30%. Согласно последним отчетам, в течение последних месяцев японцам удалось восстановиться: сейчас на их машины вновь приходится около 40%, но японские компании