К реваншу готовы

Спецвыпуск
Кредитование малого и среднего бизнеса
«Эксперт» №15 (798) 16 апреля 2012
В 2011 году доля крупных банков на рынке кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) заметно снизилась. Однако у них есть все шансы укрепить позиции, сделав ставку на консультирование заемщиков и адаптацию к сегменту МСБ розничных технологий

Портфели банковских кредитов малому и среднему бизнесу выросли с начала 2011 года лишь на 19% (против 22% годом ранее), до 3,8 трлн рублей. Кредитование МСБ заметно отстало от динамики других сегментов — крупного бизнеса и розницы (см. график 1). Основные причины относительно слабых результатов — смещение приоритетов крупных банков в сторону корпоративного кредитования и уход в тень части заемщиков из-за роста социальных страховых взносов.

Не оправдали надежд

По итогам 2011 года темп прироста портфелей кредитов МСБ в топ-30* банков по активам составил лишь 9,5%, в то время как остальные кредитные организации показали прирост на 37%. В результате доля топ-30 за прошлый год снизилась на 5 п. п., до 60% (см. график 2). С третьего квартала 2011 года банковский сектор начал испытывать локальные проблемы с ликвидностью, которые решались за счет наращивания ставок по депозитам и привлечения средств ЦБ и Минфина. В этих условиях первым под нож в крупных банках попало кредитование МСБ. Отказ в кредите крупному заемщику зачастую означает его переход на обслуживание в другую кредитную организацию. Это влечет за собой значительный ущерб для бизнеса банка, сократившего лимиты. Розничные же кредиты отличаются короткой дюрацией, и острой необходимости уменьшать их выдачу при первых признаках дефицита ликвидности нет. Банк в любое время может приостановить работу с ними или даже продать часть портфеля, что позволит ему быстро пополнить ликвидность. В то же время высокая прибыль от уже имеющегося розничного портфеля позволяет поддерживать приемлемый уровень достаточности капитала. На динамику корпоративного кредитования оказал влияние и рост спроса на кредиты российских банков со стороны крупного бизнеса на фоне закрытия внешних источников фондирования.

Кроме того, сильное давление на рынок кредитования МСБ оказало снижение прозрачности заемщиков из-за повышения социальных страховых взносов. Именно эту проблему опрошенные «Эксперт РА» банки считают ключевой (см. таблицу 1). «При оценке малого бизнеса зачастую невозможно полноценное использование скоринговых моделей ввиду непрозрачности деятельности бизнеса», — отмечает Евгений Тотиков, начальник управления сегмента малого и среднего бизнеса департамента розничных сегментов и маркетинга ЗАО «ЮниКредит Банк».

Непрозрачность и раньше занимала верхние места в этом списке, но в 2011 году ситуация усугубилась из-за недостаточно продуманной фискальной политики. Как признало Министерство финансов, рост социальных страховых взносов не привел к адекватному увеличению поступлений. За 2011 год взносов было собрано только на 1% больше, чем за 2010-й. Основная причина — рост доли серых схем ухода от налогообложения, которые, в свою очередь, приводят к снижению транспарентности МСБ. «В 2011 году снова наметился рост количества субъектов, которые минимизируют налоги, используют непрозрачные формы расчетов с контрагентами», — говорит Игорь Комягин, управляющий директор по развитию  бизнеса СБ Банка.

Взлеты и падения

По итогам 20

*По активам по классификации Банка России.