Рынок развивается

Спецвыпуск
Интернет-банкинг
«Эксперт» №15 (798) 16 апреля 2012
На наши вопросы отвечает Дмитрий Гондусов, генеральный директор системы HandyBank

— На какой стадии развития, по вашим оценкам, находится интернет-банкинг для физических лиц в России? Какие ключевые изменения произошли в 2011 году? Насколько оправдались ожидания относительно темпов прироста пользователей?

— По нашему мнению, российские банки — как крупные, так и средние и малые — за крайне редким исключением по-прежнему недооценивают значение интернет-банкинга как инструмента извлечения дополнительных доходов. Они относятся к нему лишь как к сервисной «фиче», которая должна быть просто потому, что это есть у других. Собственно, этим и объясняется довольно скромное пока проникновение интернет-банкинга — 5–7 процентов за почти уже десять лет развития. И это при миллионах и десятках миллионов аккаунтов в системах электронных денег, несмотря на их более скромные возможности. Такая рыночная ситуация называется «разрыв между спросом и предложением», и очевидно, что этот разрыв будет стремительно заполняться. Рынок уже демонстрирует высокие темпы роста, и мы ожидаем, что в ближайшие годы рост будет близок к взрывному.

Однако, несмотря на возрастающие темпы роста рынка, каких-либо иных принципиальных изменений в минувшем году, на наш взгляд, не произошло. Конечно, рынок развивается в сторону расширения функционала интернет-банкинга, но происходит это постепенно, даже, можно сказать, медленно. По мере расширения платежного функционала интернет-банкинга мы наблюдаем соответствующую дифференциацию уровня дистанционных продуктов в различных банках.

Иными словами, низкое качество устаревших по функционалу дистанционных продуктов одних банков становится все более очевидным по сравнению с продуктами других банков.

Таким образом, с точки зрения стадии развития рынка мы сейчас находимся в точке перехода от молодого быстрорастущего рынка к массовому.

— Какая доля банковских операций физлиц (клиентов по кредитам, вкладам, платежам, иным операциям) сегодня осуществляется ими через системы интернет-банкинга? Какие ключевые факторы сдерживают активное развитие этого рынка?

— Совокупные оценки по рынку дать затруднительно. По нашему мнению, в банках, где интернет-банкинг является стратегическим направлением, с его помощью открывается до 20 процентов депозитов и проводится до 70 процентов платежных операций. Конечно же, достичь таких высоких показателей на базе крупных банков с развитой «классической» розницей очень трудно.

Ключевой сдерживающий фактор — инертность основной массы розничной клиентской базы, привычка использовать банковскую карту только как средство для получения зарплаты в банкомате, а не как средство для совершения платежа — даже в офлайне, не говоря уже об интернете.

— Можете ли вы оценить масштабы и динамику мошеннических операций и хищений, совершаемых третьими лицами через системы интернет-банкинга? Какие инновационные методы защиты IB-услуг вы готовы предложить банкам?

— Важнейшие элементы обеспечения высокого уровня безопасности — применение двухфакторной модели идентификации клиента и соответствие процессинговой компании станд