Без денег и свободы нет

Тема недели
Москва, 23.04.2012
«Эксперт» решил узнать у региональных предпринимателей об их отношении к выборности губернаторов. Большинство эту реформу поддерживают, рассчитывая, что избранный губернатор будет меньше оглядываться на московскую бюрократию и больше — на тех, кто создает экономику его региона. Однако поддержка умеренна, что объяснимо: в нынешней конфигурации важен не столько порядок формирования региональной власти, сколько ее фактические полномочия

Фото: Александр Кузнецов / Agency.Photographer.Ru

На этой неделе Госдума должна во втором чтении принять закон о выборах губернаторов. Известны поправки, которые будут одобрены парламентским большинством. Уже осенью по новому закону могут быть избраны первые региональные начальники. Закон выходит такой, что случайных людей среди них не будет.

Самая важная поправка касается требования к кандидатам собрать в свою поддержку нотариально заверенные подписи 5–10% муниципальных депутатов на трех четвертях муниципальных округов, причем один депутат может поддержать только одного кандидата в губернаторы. Выдвигаться на выборах, скорее всего, запретят людям, судимым за тяжкие и особо тяжкие преступления, — и в этой части условия жестче, чем на прочих выборах. Разрешать ли участвовать в губернаторских выборах только кандидатам от партий или допустить самовыдвижение, решат региональные парламенты; число подписей в поддержку выдвигающегося беспартийного кандидата может варьироваться от 0,5 до 2% числа избирателей в регионе.

Остался и «президентский фильтр» в виде размытых «консультаций» президента с партиями, выдвигающими своих кандидатов на пост губернатора. Порядок консультаций определяет президент. Законопроект не предусматривает, что президент может прямо запретить участие в выборах тому или иному кандидату по итогам консультаций.

Риски

Процедура получается громоздкой и, соответственно, подверженной манипуляциям. Поддержавший ее президент Дмитрий Медведев — фактически с его подачи в законопроекте появился «муниципальный фильтр» — заявил, что такая схема позволит отсечь от губернаторских выборов случайных людей и повысит политический статус местного самоуправления. Но есть и обратная сторона. Во-первых, кандидат в губернаторы будет вынужден провести «кампанию до кампании», уговаривая депутатов в трех четвертях муниципальных образований региона поддержать его кандидатуру. Это затратно, в регионах муниципальные образования могут исчисляться сотнями. Кроме того, по сути это агитация, причем до начала официально разрешенной, — эту коллизию предстоит как-то разрешить, в противном случае любой может быть обвинен в нарушении правил ведения предвыборной борьбы, если, конечно, он не ведет все переговоры с муниципальными депутатами за закрытыми дверями. Во-вторых, муниципальные власти в большинстве случаев сильно зависят от региональных — из губернского бюджета им выделяются деньги на осуществление полномочий, их собственные источники доходов в большинстве случаев пренебрежимо малы. Разумеется, муниципальные депутаты могут продемонстрировать и самостоятельность — но тут многое зависит от того, насколько энергичным будет давление со стороны губернской администрации. Есть и слабые губернаторы, и сильные муниципалитеты. Но с такой плотностью «фильтра», какую предусматривает законопроект, неизбежны многочисленные скандалы с подкупом или шантажом муниципальных депутатов, теневыми сговорами, судебными разбирательствами — причем вокруг второстепенного вопроса о праве того или иного лица выдвинуть свою кандидатуру на выбор

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (799) 23 апреля 2012
    Выборы губернаторов
    Содержание:
    Без денег и свободы нет

    «Эксперт» решил узнать у региональных предпринимателей об их отношении к выборности губернаторов. Большинство эту реформу поддерживают, рассчитывая, что избранный губернатор будет меньше оглядываться на московскую бюрократию и больше — на тех, кто создает экономику его региона. Однако поддержка умеренна, что объяснимо: в нынешней конфигурации важен не столько порядок формирования региональной власти, сколько ее фактические полномочия

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама