Из тумана — к свету

Культура
Москва, 23.04.2012
«Эксперт» №16 (799)

Юбилейный 65-й Каннский кинофестиваль объявил официальную программу, и Россия будет представлена в конкурсной программе главного кинофестиваля мира.

Канны делают ставки на режиссеров, а потом хранят им верность: уж если именно они сообщили миру о режиссере Сергее Лознице, позвав когда-то его игровой дебют «Счастье мое» в конкурс, то и следующей картине знаменитого (но в ограниченных кругах) документалиста самое место среди претендентов на «Золотую пальмовую ветвь». Новый фильм «В тумане» снимал тот же оператор-виртуоз Олег Муту («Смерть господина Лазареску», «В субботу»), а основой для сценария послужила одноименная повесть Василя Быкова. С одной стороны, просматривается простая логика: неравнодушный к теме Великой Отечественной, хоть и лишенный расхожих патриотических иллюзий Лозница уже обращался к близкому материалу в «Блокаде» и «Счастье моем» — а суровая и внятная проза Быкова, конечно, близка киноязыку режиссера-математика. С другой же — тем, кто называл Лозницу ренегатом и политэмигрантом, ненавидящим Россию, будет непросто найти корни пресловутой русофобии в фильме, основанном на подобном тексте — жестоком, но пронизанном высшим гуманизмом.

Самое абсурдное, чем можно заняться до начала фестиваля, — делать прогнозы. Тем не менее у Лозницы есть реальные шансы оказаться в призовом раскладе. Дело в том, что в число каннских лауреатов обычно попадают две категории авторов. Первая — общепризнанные гении, которым когда-то чего-то недодали: Терренс Малик и Михаэль Ханеке попадают именно в этот разряд. Вторая — молодые (ну или сравнительно молодые) и многообещающие. В числе первых в этом году разве что Дэвид Кроненберг, чей «Космополис» с участием Роберта Паттинсона, вероятнее всего, объявят недостойной наград попсой, да еще вышедший из экспериментальной документалистики австрийский радикал Ульрих Зайдль с лентой «Рай: Любовь». Загвоздка в том, что президент жюри 2012 года — Нанни Моретти, который подобное безнадежное кино ценит не слишком высоко. Во всяком случае, ходят слухи, что «Собачья жара» Зайдля не получила венецианского «Золотого льва» именно из-за Моретти, который предпочел отдать главный приз жизнерадостной индийской «Свадьбе в период муссонов».

Молодых в конкурсе хватает. Но, опять-таки, многие из них обласканы Каннами, а два раза подряд там награждают крайне редко. У румына Кристиана Мунджиу уже есть «золото» за «4 месяца, 3 недели и 2 дня»; если его драма «За холмами» и привлечет внимание жюри, то вряд ли будет претендовать на первое место. Такая же ситуация с итальянцем Маттео Гарроне, чья «Гоморра» получала Гран-при, и Жаком Одиаром, чей недавний «Пророк» был удостоен того же приза. «Открыть» миру осталось, собственно, двоих: Лозницу и мексиканца-эзотерика Карлоса Рейгадаса, у которого тоже есть имя, но пока нет серьезных фестивальных трофеев. Так что его «Post Tenebras Lux» — тоже серьезный претендент.

Разумеется, есть и темные лошадки, от каждой из которых чисто теоретически можно ждать шедевра. Два «независимых» американца — Ли

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (799) 23 апреля 2012
    Выборы губернаторов
    Содержание:
    Без денег и свободы нет

    «Эксперт» решил узнать у региональных предпринимателей об их отношении к выборности губернаторов. Большинство эту реформу поддерживают, рассчитывая, что избранный губернатор будет меньше оглядываться на московскую бюрократию и больше — на тех, кто создает экономику его региона. Однако поддержка умеренна, что объяснимо: в нынешней конфигурации важен не столько порядок формирования региональной власти, сколько ее фактические полномочия

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама