Связь для автобусов и роботов

Спецвыпуск
Москва, 23.04.2012
«Эксперт» №16 (799)
В современных городах появляются новые виды телекоммуникаций. Наиболее перспективные из них — Wi-Fi-доступ в интернет в общественном транспорте и удаленная связь между различными электронными устройствами

Фото: Charlotte Von Waldenfels

Автобус стоит в пробке, а пассажир тем временем подключается через Wi-Fi к интернету и коротает время, скажем, в социальных сетях. Такова суть новой услуги доступа в интернет через Wi-Fi в общественном транспорте, которая начинает распространяться в крупных российских городах.

Вообще-то мобильный доступ в интернет в автобусе, трамвае или других видах наземного транспорта во многих российских городах можно получить через сотовую связь третьего поколения (3G). Однако за это нужно платить, так что регулярно баловать себя таким развлечением вылетит в копеечку.

Новая же услуга совершенно бесплатна. Подключить свой ноутбук или смартфон к интернету через Wi-Fi уже можно более чем в десятке российских городов — Уфе, Мурманске, Пятигорске, Липецке, Самаре, Иркутске, Тюмени, Владивостоке, Нижнем Новгороде и других. С недавних пор бесплатный Wi-Fi-интернет в транспорте появился и в Москве.

Технологически в основе обеспечения этой услуги лежит все та же 3G. На автобус или другой вид транспорта устанавливается специальный 3G-роутер: он подключается к сети через сигнал сотовой связи и распространяет его для пассажиров через точку доступа Wi-Fi.

Предоставление такой услуги — общемировая практика. Доступ Wi-Fi есть в общественном транспорте многих европейских городов, в мегаполисах США и Австралии. Развитие сервиса обычно происходит по инициативе городских властей, которые таким образом популяризуют общественный транспорт, чтобы разгрузить дороги от личных автомобилей.

Такой же логикой руководствуются и власти крупных российских городов. Например, в Москве бесплатный доступ Wi-Fi недавно был организован на автобусном маршруте 400К от станции метро «Митино» до Зеленограда. Заявленная скорость соединения в автобусах — 7 Мбит в секунду — этого вполне достаточно, чтобы, например, просматривать в интернете новости.

Wi-Fi появляется и в московском метро — на Кольцевой линии. Понятно, что технологически организовать интернет-доступ в метро сложнее, чем в наземном транспорте, ведь под землю нужно как-то передавать сигнал сотовой связи. Для этого на Кольцевой линии оператор связи проложил под землей специальный излучающий кабель, от которого сигналы поступают на 3G-роутеры, установленные в вагонах.

По словам Елены Новиковой, пресс-секретаря департамента информационных технологий Москвы, в каждом вагоне установлено по два 3G-роутера, скорость доступа составляет 7 Мбит в секунду. «Такая скорость не рассчитана на то, чтобы смотреть видео или скачивать объемные файлы, — говорит Елена Новикова, — но ее вполне достаточно, чтобы почитать электронную почту или посмотреть какие-нибудь развлекательные веб-странички».

Провайдеры новой услуги признаются: в одном вагоне интернетом смогут одновременно пользоваться 7–10 человек. Если желающих окажется больше, интернет будет «виснуть». Видимо, именно это и произошло, когда автор этих строк пытался подключиться к интернету в районе станции «Киевская»: сеть «подвисала» и не хотела загружаться на планшетный компьютер. Однако в районе «Октя

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (799) 23 апреля 2012
    Выборы губернаторов
    Содержание:
    Без денег и свободы нет

    «Эксперт» решил узнать у региональных предпринимателей об их отношении к выборности губернаторов. Большинство эту реформу поддерживают, рассчитывая, что избранный губернатор будет меньше оглядываться на московскую бюрократию и больше — на тех, кто создает экономику его региона. Однако поддержка умеренна, что объяснимо: в нынешней конфигурации важен не столько порядок формирования региональной власти, сколько ее фактические полномочия

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама