Царь зверей

Культура
Москва, 23.04.2012
«Эксперт» №16 (799)
Одним из главных культурных развлечений олимпийского Лондона станет уже открывшаяся ретроспектива Дэмиена Херста в Tate Modern. От заспиртованных акул и коров до порхающих бабочек: то, что в 1990-е годы выглядело сенсацией, способно собирать толпы зрителей и сегодня

Фото: АР

Если бы не Олимпиада в Лондоне, Дэмиену Херсту, возможно, пришлось бы долго ждать своей музейной персональной выставки на родине. Музейные кураторы его недолюбливают, полагая, что у Херста и так все в порядке с промоушен благодаря покровительству могущественных коммерческих галерей, с которыми он сотрудничает, богатым коллекционерам, которые покупают его работы за миллионы долларов, и мощному самопиару. Но для фестиваля «Культурная Олимпиада», сопровождающего нынешние Игры в Лондоне, Херст — фигура идеальная. Заспиртованные животные, панно из крылышек бабочек, напоминающие соборные витражи, многометровые многослойные картины, написанные с помощью распылителя краски, усыпанный бриллиантами платиновый череп — здесь найдется что посмотреть, даже тому, кому современное искусство в принципе неинтересно.

Херст — самый растиражированный британский художник, эмблема и символ современного искусства, автор исключительно зрелищных работ. Тем не менее имя его уже стало нарицательным, синонимом скандального успеха, легких денег и сомнительной славы. Критики не первый год морщат нос от его работ, зато коллекционеры ими гордятся: последняя большая выставка произведений Херста проходила три года назад в киевском PinchukArtCenter, принадлежащем украинскому олигарху Виктору Пинчуку. Не дремлет и широкая общественность. «Правда ли, что современное британское искусство во время Олимпиады будет представлять Дэмиен Херст?» — перед лондонской выставкой плеснула масла в огонь газета The Guardian. И на форуме издания возгорелось пламя: «Не достоин, но такова жизнь, таково современное искусство, черт бы его побрал».

Художник — один из ярких символов Cool Britannia, «крутой Британии» — культурной самоидентификации королевства в 1990-е годы, новой культурной политики пришедших к власти лейбористов, последствия которой ощутимы до сих пор. Тогда «здоровый консерватизм» сдал позиции под натиском модных веяний в музыке, моде, архитектуре, современном искусстве. Произошел своего рода культурный ребрендинг страны: героями стали хулиганы. «Молодые британские художники» (Young British Artists), к которым причислен и Херст, — не просто определение, а одно из самых заметных художественных движений 1990-х — начала 2000-х. Ретроспектива в Tate Modern и представляет творчество Дэмиена Херста как определенную веху в современном искусстве, и утверждает, что эпоха Cool Britannia продолжается. Да и как иначе во время Олимпийских игр?

Карьера Херста не типична даже для современного художника: слишком много в нее вошло «нехудожественного». В 1988 году, еще будучи студентом второго курса Голдсмит-колледжа, он организовал студенческую выставку Freeze в доках на окраине Лондона. Важно было не то, где она проходила, или что в числе прочего он выставил разрисованные краской картонные ящики. Важно, кто пришел на вернисаж: влиятельный пиарщик, основатель самого крупного в мире рекламного агентства Saatchi & Saatchi Чарльз Саатчи, куратор Королевской академии искусств Норман Розенталь, тогдашний

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (799) 23 апреля 2012
    Выборы губернаторов
    Содержание:
    Без денег и свободы нет

    «Эксперт» решил узнать у региональных предпринимателей об их отношении к выборности губернаторов. Большинство эту реформу поддерживают, рассчитывая, что избранный губернатор будет меньше оглядываться на московскую бюрократию и больше — на тех, кто создает экономику его региона. Однако поддержка умеренна, что объяснимо: в нынешней конфигурации важен не столько порядок формирования региональной власти, сколько ее фактические полномочия

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама