Возвращения и открытия

Культура
Москва, 23.04.2012
«Эксперт» №16 (799)
Ежегодный международный балетный фестиваль Dance Open завершился. Он собрал в Петербурге не только мировых звезд первой величины, но и международную балетную общественность

Фото: Николай Круссер

Dance Open проходил уже в одиннадцатый раз, однако международный резонанс обрел лишь в последние годы. Неудивительно: Екатерина Галанова создавала его в конце 1990-х под боком грандиозного фестиваля балета «Мариинский» как мастер-классы для начинающих. По всему миру таких кратких стажировок у известных артистов тысячи, но позаниматься у представителей петербургской школы в их родном городе возможностей раньше не было. Галанова, в те годы танцевавшая в Мариинском театре, дала шанс попробовать себя в преподавании своим ровесникам, в числе которых были звездная Ульяна Лопаткина и Эльвира Тарасова, теперь успешный репетитор Мариинского театра. В то же время с Dance Open согласился сотрудничать один из «старых мастеров» петербургской школы Геннадий Селюцкий, чье имя гарантировало классам знак качества. Несколько лет спустя к урокам классического танца добавились концерты приглашенных звезд, а два года назад — вручение международного балетного приза. В качестве председателя жюри удалось заполучить Наталью Макарову. Ее имя магнитом притянуло и звезд старшего поколения, объединенных в жюри, и действующих именитых танцовщиков, тем более что балетный мир испытывает острый дефицит в международных наградах.

Теперь к звездам Мариинского и Михайловского театров на концертах Dance Open присоединились представители Большого, Opera National de Paris, New York City Ballet и других ведущих трупп. Однако их приток не завершил развитие фестиваля — он продолжает искать новые формы. В этом году пять десятков студентов от пяти до двадцати лет участвовали в мастер-классах, звезды приехали не только на гала, в ходе которого определялись призеры Dance Open, но и на концерт в честь 100-летия со дня рождения великой балерины Наталии Дудинской. Открылся же фестиваль представлением Rock the Ballet американских Bad Boys of Dance. Эта молодая компания стремительно зарабатывает признание во всем мире. Ее представления строятся на соединении танца с музыкальными шлягерами (в качестве сопровождения звучат не только Майкл Джексон, Queen и U2, но и Мария Каллас с Жаком Брелем). Шестеркой бравых парней и одной танцовщицей предводительствует Раста Томас, чьи трюки снискали в свое время немало наград на престижных балетных конкурсах, а хореография Адриенн Кантерна-Томас эксплуатирует технические возможности лидера и его команды. Пиджаки и голые торсы лишь прикрывают жете ан турнан, двойные со-де-баски и просто «дули» Раба из «Корсара», Актеона из «Эсмеральды», Базиля из «Дон Кихота» и прочих пламенных революционеров из классических балетов. Поэтому в финале публика реагирует уже не на танец, а лишь на любимые музыкальные мотивы.

Тем не менее Dance Open, кажется, нашел новый перспективный формат своего развития. Потому что два концерта с интересными программами и отличными участниками лишь подтвердили, насколько ограничены возможности подобных гала. Их гипертрофированная популярность в прошлом десятилетии была вызвана скорее тем, что массовый российский зритель — главный в мире потребите

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (799) 23 апреля 2012
    Выборы губернаторов
    Содержание:
    Без денег и свободы нет

    «Эксперт» решил узнать у региональных предпринимателей об их отношении к выборности губернаторов. Большинство эту реформу поддерживают, рассчитывая, что избранный губернатор будет меньше оглядываться на московскую бюрократию и больше — на тех, кто создает экономику его региона. Однако поддержка умеренна, что объяснимо: в нынешней конфигурации важен не столько порядок формирования региональной власти, сколько ее фактические полномочия

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама