Время остановиться

Международный бизнес
Москва, 23.04.2012
«Эксперт» №16 (799)
Британская сеть супермаркетов Tesco решила пересмотреть свою стратегию. Если раньше главным было открытие новых торговых точек, то теперь ставка будет на качество обслуживания

Фото: EPA

Итоги 2011-го финансового года для британской розничной сети Tesco оказались разочаровывающими. Так, прибыль всей группы компаний выросла на 5,3%, до 6,1 млрд долларов; при этом прибыль британского подразделения снизилась на 1% — до 4 млрд долларов. Хуже того, на британском рынке у Tesco сократились и продажи — на 1,2%. Хотя сеть остается крупнейшим продуктовым ритейлером Британии, ее доля впервые за семь лет составила менее 30% национального рынка продуктов питания. В то же время доли главных конкурентов — Asda (принадлежащей американскому гиганту ритейла Wal-Mart) и Sainsbury’s — за последний год выросли.

Неважные финансовые результаты Tesco ожидались — компания предупредила о грядущем снижении прибыли еще в январе, после разочаровывающих объемов выручки в Рождество. Поэтому одновременно с результатами был представлен и план перемен. Президент компании Филип Кларк объявил, что Tesco в нынешнем году инвестирует 1,6 млрд долларов в свои британские магазины, которые должны будут получить «более уютные вид и ощущение». Компания намерена нанять 8 тыс. сотрудников в свои магазины и потратить 250 млн долларов на интернет-подразделение. Планы открытия новых торговых точек в Британии также корректируются. Их откроется (в пересчете на торговые площади) на 40% меньше, чем предполагалось ранее.

Таким образом, сейчас главной задачей компании станет возвращение утраченных позиций на родном, британском, рынке, на который приходится две трети оборота и прибыли сети. За последние 20 лет бурной экспансии, в рамках которой Tesco стала лидером рынка в результате активной конкуренции с другими сетями (которую в Британии даже окрестили «войной супермаркетов»), компания оказалась жертвой собственного успеха. Ее магазины, появлявшиеся в английских городах как грибы после дождя, выросли на каждом шагу и стали слишком обыденными. Случившееся в результате экономического кризиса и последовавшей за ним стагнации «затягивание поясов» заставило многих британцев тщательнее планировать свои покупки. В результате выиграли более дешевые сети, такие как Asda, Morrisons и немецкие дискаунтеры Aldi и Lidl. Те же потребители, которые не привыкли считать, сколько платят за продукты, предпочли Sainsbury’s, Waitrose и Marks & Spencer Simply Food, где ставка делается на качество — товаров и обслуживания. Но Tesco не спешила замечать перемены, продолжая открывать все новые торговые точки, число которых на британском рынке достигло почти трех тысяч.

Магазин уютного вида

Ближайший к дому лондонского корреспондента «Эксперта» магазин Tesco в последний месяц сменил имидж. На персонале — новая симпатичная зеленая униформа вместо прежней синей. В отделе овощей и фруктов стало просторнее и появились постоянные сотрудники, следящие за тем, чтобы товар всегда был в наличии и выглядел презентабельно. В дополнение к собственной пекарне, которая из полуфабрикатов выпекала хлеб на месте, появились полноценные мясной и рыбный отделы. На их прилавках мясо и рыба выглядят куда аппетитнее, чем в плас

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (799) 23 апреля 2012
    Выборы губернаторов
    Содержание:
    Без денег и свободы нет

    «Эксперт» решил узнать у региональных предпринимателей об их отношении к выборности губернаторов. Большинство эту реформу поддерживают, рассчитывая, что избранный губернатор будет меньше оглядываться на московскую бюрократию и больше — на тех, кто создает экономику его региона. Однако поддержка умеренна, что объяснимо: в нынешней конфигурации важен не столько порядок формирования региональной власти, сколько ее фактические полномочия

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама