Реформа упала на рельсы

Тема недели
Железнодорожные перевозки
«Эксперт» №18 (801) 7 мая 2012
Редакционная статья

В ближайшие дни станут известны новая структура правительства и фамилии новых либо переназначенных старых хозяев министерских кабинетов. Премьеру и членам правительства предстоит вплотную заняться формированием курса развития страны. Вряд ли нас ждут большие сюрпризы. Вектор движения более или менее задан. Общие рамки курса обозначены обновленной Стратегией-2020. Более детально — «предвыборными» статьями Владимира Путина. В них изложено очень много действительно амбициозных, актуальных задач. Это и создание 25 млн новых качественных рабочих мест, и совершенно новый подход к восприятию и развитию системы образования, уточнены цели позиционирования России на экономической карте мира.

Однако, смело смотря в будущее, мы не должны забывать, что остается нерешенным целый ряд старых проблем, а на наших ногах — груз прежних ошибок. В частности, за прошедшее десятилетие власти оказались не в состоянии качественно повысить эффективность работы естественных монополий.

«Газпром» и ЖКХ оставили в покое, не посмели системно их реорганизовывать. В результате вопиющая неэффективность и ценообразование «от затрат» воспроизводятся здесь год за годом.

Не лучше обстоят дела в энергетике, где реформу удалось-таки, хотя бы формально, довести до конца. Генерация, передача и сбыт электрической и тепловой энергии разделены. Производители и сбытовики конкурируют с себе подобными. Правда, вопреки учебникам, вовсе не всегда к вящей пользе потребителей. Сонм почти никак не регулируемых посредников в сбытовом звене фактически паразитирует на отрасли. Дефицит инвестиций в генерирующие мощности и сети никуда не исчез, напротив, еще вырос за последние пять лет. Наконец, серьезно снизилась надежность работы энергосистемы. Совершенно очевидно, что реформе энергетики требуется серьезная перезагрузка.

Реформа железнодорожного транспорта застряла на распутье. Вагонный парк РЖД разошелся по нескольким сотням больших и малых частных операторов. С продажей осенью прошлого года «дочки» РЖД, Первой грузовой компании, транспортным структурам магната Владимира Лисина был запущен процесс консолидации операторов перевозок. На прошлой неделе произошло поглощение в пятерке крупных перевозчиков. Законы рынка неумолимы — эффект масштаба заставляет владельцев вагонного парка укрупнять свои активы. Не прочь они обзавестись и собственными локомотивами, но решение о выводе услуг локомотивной тяги из лона РЖД пока не принято. И понятно почему.

Спросите, что думают о работе железнодорожной отрасли потребители ее услуг — грузоотправители, не имеющие собственных перевозчиков. Бьемся об заклад, вряд ли кто из них удержится от непечатных ругательств. Взрывное расширение вагонного парка в условиях раздробления системы диспетчеризации привело к резкому снижению эффективности работы отрасли. Стремительно растет доля порожнего пробега вагонов, нерационально используется пропускная сеть железных дорог, что регулярно приводит к гигантским пробкам на главных направлениях вывоза массовых экспортных грузов и в порт