Республика Лондон

Политика
Британия
«Эксперт» №18 (801) 7 мая 2012
Городские выборы продемонстрировали, насколько британская столица сегодня отличается от остальной страны
Республика Лондон

В четверг 3 мая в Лондоне прошли выборы мэра. На момент сдачи этого номера в печать результаты объявлены еще не были. Но согласно экзит-поллу YouGov, на 53% мог рассчитывать представитель Консервативной партии Борис Джонсон, занимавший этот пост последние четыре года. Его соперник лейборист Кен Ливингстон, лондонский мэр в 2000–2008 годах, набирал лишь 47% голосов. Кроме того, лондонские избиратели (а это не только граждане Британии, но и живущие здесь граждане стран ЕС, от Франции до Болгарии, и государств Британского содружества наций) выбрали новый состав городского совета, который вместе с мэром управляет городской жизнью.

Хотя должность лондонского мэра имеет ограниченные полномочия — ключевые для избирателей решения принимаются на национальном уровне, правительством в Вестминстере, — предвыборная кампания показала, насколько столица отличается от остальной страны. Несмотря на то что Лондон выделялся на фоне остальной Британии на протяжении столетий, в последние десятилетия эти различия настолько возросли, что в экономическом и социальном плане столица сегодня имеет мало общего с остальной страной. «Лондон фактически вышел из состава Соединенного Королевства. Он стал принадлежать вольной международной федерации мировых городов, которые объединяет динамичное экономическое развитие и космополитичный характер. А также люди, которые переезжают из одного мирового города в другой, особо не задумываясь, в какой стране они находятся», — отметил в своей недавней статье Нил О’Брайен, директор британского исследовательского института Policy Exchange.

Это, в свою очередь, ведет к другой проблеме — чрезмерному лондоноцентризму. Политики, госслужащие, ведущие бизнесмены, журналисты — все те, кого относят к британским правящим элитам, оказываются в ситуации, когда их мировоззрение формируется жизнью в столице или ее богатых пригородах и городах-спутниках. Управляя одной страной, всей Британией, они фактически живут в другой.

Внутри лондонской кольцевой

Выборы мэра показали, насколько отличаются приоритеты лондонцев и остальных британцев. Все кандидаты одним из главных пунктов своей повестки дня сделали общественный транспорт. Ливингстон пообещал более дешевые билеты на метро, а Джонсон — инвестиции в новые автобусы и подвижной состав подземки. «По соцопросам, Лондон — единственная часть Британии, где улучшение работы общественного транспорта важнее для избирателей, чем снижение акциза на бензин», — сказала «Эксперту» Фрэн Тонкисс, специалист по городской социологии Лондонской школы экономики.

При этом проблемы остальной Британии многим жителям Лондона неведомы. Даже в предкризисные годы высокого экономического роста и доступного дешевого кредита 5 млн человек по всей Британии жили на пособие по безработице или нетрудоспособности. В некоторых городах на севере Англии безработица доросла до средиземноморских высот: например в городе Рочдейл, к северу от Манчестера, 73% населения существует на социальные пособия. И политическая элита в Лондоне, представители