Советы посторонних

Спецвыпуск
Аутсорсинг учетных функций
«Эксперт» №18 (801) 7 мая 2012
Передача на сторону учетных функций — бухгалтерии, кадровой службы или составления финансовой отчетности — растет в России завидными темпами. И хотя подавляющую часть клиентов аутсорсинга учета, как и прежде, составляют иностранные компании, к ним присоединяется и российский бизнес
Советы посторонних

Устойчивый спрос на сопровождение неключевых бизнес-процессов — бухгалтерии, налогообложения и кадров — продолжает приносить провайдерам аутсорсинг-услуг доходы. Это подтверждают результаты нашего третьего ренкинга ведущих компаний в области аутсорсинга учетных функций: по сопоставимым данным участников нынешнего списка в 2011 году, их суммарная выручка увеличилась на 17% и достигла 5 млрд рублей (по итогам 2010 года мы отмечали 13% и 3,8 млрд рублей соответственно, см. «Эксперт» № 23 за 2011 год, "Отдам святое в хорошие руки").

Такого объема дохода и темпов роста удалось достичь за счет как новых, так и постоянных клиентов. Экономическая конъюнктура позволяет заказчикам не только возобновлять, но и постепенно увеличивать инвестиции в свое развитие и повышение эффективности бизнеса. В результате помимо закупок консалтинга или ИТ-услуг клиент интересуется и обслуживанием неосновных видов деятельности.

В то же время провайдеры аутсорсинга стали уделять еще больше внимания качеству обслуживания и совершенствованию услуг — в том числе этого требуют подкованные заказчики. А проекты становятся все более комплексными. И все это не могло не отразиться на стоимости услуг аутсорсинговых фирм.

На этой волне отмечается повышенный спрос на аутсорсинг подготовки бухгалтерской и финансовой отчетности — объемы заказов здесь резко увеличились, а выручка участников ренкинга выросла почти на треть по отношению к предыдущему году (см. график 1). Правда, основной бизнес компаний из списка по-прежнему связан с более объемными услугами — бухгалтерским и налоговым учетом, который, в отличие от разовой подготовки отчетности, предусматривает регулярное полное бухгалтерское обслуживание или частичное ведение учета по отдельным участкам, а также расчет зарплат. На долю выручки от этих услуг в 2011 году пришлось почти 70% дохода участников списка (см. график 2), хотя динамика роста выручки по этим направлениям и не столь высока (подробнее см. ниже).

Новый запал

Главная задача, которую стремятся решить клиенты, применяя аутсорсинг, — снижение затрат и повышение качества бизнес-процессов. Поэтому потребность в аутсорсинге учетных функций не снижается. Во всяком случае, выручка компаний из списка ведущих из года в год растет. Причем в 2011 году ощутимый рост доходов — 20% и более — был присущ почти каждой второй компании списка, и лишь 13 участников ренкинга завершили год с отрицательной динамикой.

Во многом рынок развивался благодаря новым клиентам. Например, минимальное число заказчиков услуг в области бухгалтерского учета и налогообложения в 2011 году, по данным участников ренкинга, — 2711 компаний, тогда как годом ранее их было 2189. «Заказчиков действительно стало больше. Аутсорсинг попал в поле зрения крупного российского бизнеса и рассматривается как возможность снижения рисков (неправильно посчитанных налогов, раскрытия инсайдерской информации и даже рисков рейдерских захватов)», — считает вице-президент по корпоративным услугам и технологиям UCMS Group в регионе EMEA