Юбилей как угроза

Культура
Выставка
«Эксперт» №18 (801) 7 мая 2012
Московский ГМИИ им. А. С. Пушкина отмечает столетие. По этому случаю музей радует посетителей десятком шедевров из дружественных собраний и пугает своими строительными планами
Юбилей как угроза

Юбилей ГМИИ им. А. С. Пушкина — это три события. Первое — экспозиция, посвященная истории музея: архивные фотографии, видео и несколько работ, извлеченных из запасников. Второе — выставка «Воображаемый музей», на которой покажут шедевры, предоставленные дружественными музеями со всего света. Третье — приуроченные к юбилею планы реконструкции музея и превращения прилегающей территории в «музейный городок» по проекту Нормана Фостера.

Борьба пафоса со здравым смыслом

Даже более масштабное, чем празднование собственного столетия, событие в музее — проект превращения территории, прилегающей к Волхонке, в музейный городок имени ГМИИ. Проект этот уже не первый год вызывает закономерный ужас у защитников исторической застройки. На это есть все основания, поскольку он предполагает, если говорить кратко, снос нескольких соседних зданий и перепланировку всей территории. Под ГМИИ появится большое подземное пространство, которое объединит разные его корпуса. Цель рациональная — расширить пространства для постоянной экспозиции и выставок, разместить там современный музейный набор, состоящий из конференц-залов, кафе и необъятных музейных магазинов. Цель иррациональная — стать главным феодалом на заповедной территории и войти в число музеев, реконструированных знаменитыми архитекторами. Здесь первое, конечно, наша сугубо местная мода. А второе стало модно с тех самых пор, когда Йо Минг Пей выстроил знаменитые стеклянные пирамиды в большом дворе Лувра.

В свое время Фостер перекрыл двор Британского музея красивым круглым сводом, не потревожив, замечу, при этом соседей и не смяв несколько кварталов вокруг Холборн. Реконструкцию пережили все крупнейшие музеи мира. Кстати сказать, в Берлине главные музеи проживают на своем особом Музейном острове — вот еще один источник идеи «музейного городка». Полным ходом идет реконструкция Рейксмузеума в Амстердаме. Во многих «ползущая» реконструкция — часть повседневной жизни. Сегодня в Музее Виктории и Альберта в Лондоне еще не в каждом крыле инвалид на коляске может подняться на третий этаж и там в туалете перепеленать своего младенца и подогреть для него бутылочку с детским питанием, но дело решительно к тому идет. Причем в данном случае без всякого архитектурного пафоса.

Так что реконструкция для музея — явление естественное: фонды должны увеличиваться, условия хранения должны улучшаться, в гардеробе должно быть место и для пальто, и для людей. Вроде бы последнее само собой разумеется, но только не в случае с гардеробом в главном здании ГМИИ, в котором неудобно абсолютно все — одеваться, раздеваться, приводить себя в порядок, двигаться вдоль него к выходу. Так что пугает не сама реконструкция ГМИИ, а сопряженная с ней нетерпимость к историческому наследию, которая для музея кажется прямо-таки противоестественной. При таком отношении хочешь не хочешь начинаешь тревожиться за чудесное здание Романа Ивановича Клейна — все ли с ним будет в порядке, не загородит ли его фасад что-нибудь стеклянное.

Университетский музей

Когда захо