Рост требует инфраструктуры

Спецвыпуск
Пенсионное обспечение и управление активами
«Эксперт» №19 (802) 14 мая 2012
НПФ уже создали социально значимую основу негосударственной системы накопительных пенсий. Для ее развития нужно изменить формат госрегулирования фондов, повысить надежность участников и внедрять стандартизацию
Рост требует инфраструктуры

Благодаря активной работе на рынке обязательного пенсионного страхования (ОПС) пенсионным фондам удалось убедить уже более 12 млн человек перевести свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды. С учетом итогов переходной кампании 2011 года, которые еще не нашли отражения в годовой отчетности фондов, — более 15 млн. В денежном выражении объем пенсионных накоплений в системе НПФ на конец 2011 года составил 400 млрд рублей, а в ближайшие годы размер сегмента ОПС может догнать негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), которое на конец прошлого года составило 700 млрд рублей. В 2011 году сегмент ОПС продемонстрировал рекордный прирост в 157%, и если темпы прироста пенсионных накоплений сохранятся, то НПО и ОПС могут сравняться по объемам уже в 2012 году. «Сегодня доля пенсионных средств на финансовых рынках России составляет чуть более трех процентов ВВП, в той же Польше — 14 процентов, а в крупных западных странах доходит до 80–90 процентов ВВП: нам есть еще куда расти», — уверен в перспективах рынка председатель совета НПФ «ЛУКойл-Гарант» Александр Жирков.

«Когда создавали накопительную часть, подчеркивалось, что эта система должна дать некий социальный минимум», — вспоминает генеральный директор УК «КапиталЪ» Вадим Сосков. Пока, несмотря на все успехи отрасли, даже до минимума далеко: на конец 2011 года средний счет в сегменте ОПС составляет 32 тыс. рублей. Это пока мало даже с точки зрения текущего среднего размера назначенной пенсии (по данным Госкомстата, на февраль она составляла 8,8 тыс. рублей в месяц). Однако рост абсолютного размера накоплений на счетах граждан — гарантия повышенного внимания и к судьбе денег, и к судьбе пенсионных фондов, которые этими деньгами управляют.

Растущая социальная значимость рынка должна подтолкнуть профессиональное сообщество к преодолению основных инфраструктурных барьеров, характерных в первую очередь для ОПС, но свойственных и всему пенсионному рынку в целом. Прежде всего нужно решить проблему размытого госрегулирования и невысокой надежности многих НПФ. Без этого усилия, потраченные фондами на создание работоспособной частной системы пенсионных накоплений, приобретают риск быть израсходованными впустую.

В пользу профильного ведомства

На проблему регулирования пенсионного рынка «Эксперт» обращал внимание еще в 2011 году, когда остро встал вопрос принятия Закона о выплатах (см. «В ожидании регулирования» в «Эксперте» № 18 за 2011 г.). За прошедший год ситуация принципиально не изменилась: доработка законодательства о выплатах идет медленно.

В конце 2011 года Госдума экстренно приняла Закон о выплатах накопительной части пенсии, но его практическая применимость будет зависеть от дополнительного принятия нескольких десятков нормативных актов в течение 2012 года. За доработку пенсионного законодательства отвечают сразу четыре ведомства, и это серьезно повышает риск срыва сроков выплат пенсий. «Необходимо решить технические задачи в Законе о выплатах, которые встали с появлением этого зак