Аккуратная покупка

СУЭК — в шаге от контроля над Мурманским портом. Миноритарии ММТП рассчитывают на оферту, а угольные компании, переваливающие грузы в Мурманске, — на справедливые условия. Но и те и другие могут обмануться в своих ожиданиях

Фото: РИА Новости

В течение года государство намерено продать на аукционе 34% голосующих акций Мурманского морского торгового порта (ММТП). Ажиотажа в ходе приватизации предприятия ждать не стоит: скорее всего, госпакет достанется Сибирской угольно-энергетической компании (СУЭК) Андрея Мельниченко. Сейчас СУЭК официально владеет 24,9% порта. По неофициальной же информации, в 2011 году сибирская компания смогла собрать 63,5% голосующих акций ММТП. Самое интересное теперь — как поведет себя новый владелец.

Угольное окно

ММТП — практически единственный перевалочный пункт угля в Северном морском бассейне. Альтернатива ему — разве что порт Архангельска, но у того пропускная способность в четыре раза ниже. Относительно недалеко расположены балтийские порты, однако они специализируются на других перевозках: Большой порт Санкт-Петербург — на генеральных грузах и контейнерах, порт Приморск — на нефти и нефтепродуктах. Порт Усть-Луга и Высоцк могут переваливать по 4 млн тонн угля, но этого явно недостаточно для всех потребностей российских угольщиков.

Основное направление внешних поставок угля из ММТП — страны Западной Европы, в частности Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания. Технические возможности ММТП позволяют ежегодно экспортировать на европейский рынок до 14 млн тонн угля. Мощности по перевалке других грузов скромнее: потенциально — около 6 млн тонн удобрений, руды и генеральных грузов. Основные клиенты ММТП — СУЭК, «Кузбассразрезуголь», Eagle Energy (входит в «Мечел») и итальянская Сoeclerici Coal (см. «Северные ворота» ниже).

Прошлой осенью был продан контрольный пакет акций ММТП. Тогда свои бумаги на аукцион выставили структуры Николая Егорова (его компания Specialized Project Investments владела 34,97% акций) и Сослана Хоребова (Laterium Commercial, 12,68%). Уже тогда было понятно, что порт мог быть интересен в первую очередь угольщикам, но ММТП находится не в лучшей форме: последний раз причалы реконструировали полвека назад, и они не отвечают современным требованиям. Осенний аукцион не вызвал шквала заявок. Ведь помимо средств на покупку самого порта новому акционеру пришлось бы вложить порядка 10 млрд рублей на приведение в порядок инфраструктуры.

В результате аукциона контроль над одним из важнейших портов страны достался малоизвестной компании «Гарсия», которая предложила за этот актив 7,65 млрд рублей. Пошли гадания, кто же стоит за «Гарсией». Покупателями порта назывались разные структуры, от Gunvor Геннадия Тимченко до «Мечела» Игоря Зюзина, пока в феврале 2012 года СУЭК не вывел из офшора свои бумаги. После этого стало ясно, что главным претендентом и на предстоящем аукционе по продаже госпакета Мурманского порта станет именно СУЭК.

Эта покупка для сибирской компании вполне логична: в 2011 году порт перевалил 10,765 млн тонн угля, из них 70% пришлось именно на уголь СУЭКа. То есть сибирская компания дает более 50% от совокупного грузооборота в порту. «На сегодня треть добываемого компанией угля идет на экспорт, и эта доля, согласно планам

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (803) 21 мая 2012
    Электроэнергетика
    Содержание:
    Есть у реформы начало, нет у реформы конца

    Похоже, власти, не афишируя это официально, разворачивают идущую последние десять лет реформу электроэнергетики с либерального направления в сторону госкапитализма. Это импульсивная реакция на скопившийся клубок проблем в системообразующей отрасли российской экономики

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама