Молодильный вирус

Наука и технологии
Москва, 21.05.2012
«Эксперт» №20 (803)

Испанские ученые нашли способ продлять молодость. Правда, пока только мышам. Сотрудники Национального онкологического исследовательского института Испании опубликовали в журнале EMBO Molecular Medicine результаты экспериментов генной терапии с использованием теломеразы. Для эксперимента взяли группы мышей двух возрастов — одного года и двух лет, которым ввели созданный учеными вирус, несущий ген теломеразы. Вирус, внедряя свою ДНК в клетки животного, заставлял их синтезировать этот фермент. Контрольной группе мышей тоже вводился вирус, но содержащий деактивированный ген.

Согласно опубликованным испанскими учеными данным, активация теломеразы увеличила продолжительность жизни годовалых мышей на 24%. Пожилые по меркам грызунов двухлетки прожили на 13% времени дольше контрольной группы. При этом было отмечено улучшение основных маркеров старения — нейромышечной координации, чувствительности к инсулину, а также замедлялось развитие остеопороза.

Теломеры — концевые участки хромосом — при каждом делении клетки удваиваются. Но ДНК-полимераза не может добавлять нуклеотиды к концевым участкам, отступая от края при синтезе копии ДНК. Концевая недорепликация — один из важнейших факторов биологического старения. Компенсирует укорочение концов хромосом фермент теломераза, предсказанный в 1973 году советским ученым Алексеем Оловниковым. Но в большинстве клеток ген теломеразы активен только до рождения. Клетки взрослого организма, за редкими исключениями, такими как стволовые и раковые, не имеют этого фермента.

В 2007 году та же группа испанских ученых показала, что можно продлить жизнь, активировав ген теломеразы на эмбриональной стадии: трансгенные мыши жили на 40% времени дольше. Использование генной терапии на взрослых мышиных особях вселяет надежду на продление жизни людей.

Тем не менее подобное использование теломеразы у многих экспертов вызывает опасения. Активность генов этого фермента, позволяющая делиться клеткам практически бесконечно, — одна из причин образования опухолей. Авторы статьи отмечают, что активация теломеразы у мышей при помощи вируса, как и в предыдущем эксперименте, не привела к увеличению числа опухолей. Однако даже в случае успешности предложенного метода готовые препараты появятся не скоро.

№20 (803) 21 мая 2012