Переходный возраст

Культура
Москва, 21.05.2012
«Эксперт» №20 (803)

Архив пресс-службы

Полвека Мэрилин Монро нет с нами. Канны решили отметить эту драматическую годовщину весело и легко, поместив на официальный фестивальный постер счастливую диву в расцвете лет, задувающую свечку на именинном пироге. Каннам 65 лет, и зачем видеть в этой дате вхождение в пенсионный возраст? Уж лучше оставаться вечно юными и счастливыми, как покойная Мэрилин. Фестиваль молодится вовсю. Это ощущается даже в такой малозначительной детали, как приглашение в качестве хозяйки церемонии открытия актрисы Беренис Бежо. Ведь она — живое напоминание об оскаровском триумфе фильма «Артист», впервые показанного год назад именно в Каннах, а сам этот фильм — знак непреходящей молодости кинематографа как такового и французского кино в частности.

Но заявить о возрасте — одно, а доказать свою вечнозеленость делом — совсем другое. Средний возраст «молодых» режиссеров на фестивалях давно колеблется от тридцати до сорока лет, а знамена прокламативного инфантилизма все выше. Причем в роли знаменосцев выступают джентльмены не первой юности. В этом году Канны выставили их на открытие в качестве живого щита: с Уэса Андерсона начался конкурс, а Мишель Гондри дал старт «Двухнедельнику режиссеров». Первому за сорок, второму — под пятьдесят, но оба крепко застряли в переходном возрасте. Впрочем, их это ничуть не смущает, пока взрослые дядьки и стареющие тетки в зрительном зале готовы умиляться седеющим тинейджерам.

Андерсон («Королевские Тененбаумы», «Поезд на Дарджилинг»), как истый представитель авторского кинематографа, всю жизнь снимает один и тот же фильм — что, очевидно, помогает ему не выходить из нежного возраста. В игрушечных разноцветных мирах его картин царят вечные летние каникулы, а ретроартефакты из воображаемого прошлого играют роль столь же существенную, как и актеры, никогда не выходящие за рамки картонно-гротескных амплуа. В этой вселенной нет места греху и страданию, да и просто переживанию сколько-нибудь ощутимой глубины туда не протиснуть ся. Это, очевидно, и соблазняет столь многих: речь не только об обширном международном фан-клубе режиссера, но и о его друзьях-суперзвездах, кочующих из фильма в фильм. Так, в «Королевстве полной луны» сыграли Тильда Суинтон и Харви Кейтел, Эдвард Нортон и Брюс Уиллис, Фрэнсис Макдорманд и Билл Мюррей (самый давний и верный друг Андерсона). Уже одно явление столь яркой съемочной группы на красной дорожке церемонии открытия задало праздничный тон Каннам-2012.

Тема «Королевства полной луны» — первая любовь, пережитая в невинных 1960-х. Сирота-скаут Сэм и Сьюзи, девочка из многодетной семьи, вместе сбегают в поход, надеясь пожениться и начать самостоятельную жизнь. Сэму и Сьюзи по двенадцать лет. Их возраст — спасательный круг, позволяющий режиссеру избежать и провокаций, и пошлости даже в псевдоэротических сценах, где подростки учатся целоваться или вместе купаются в лесной реке. Роли взрослых, участвующих в поисковой операции, исполняют международные звезды. Нет, дело не в том, что за эту работу они получают немыслимые гонор

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (803) 21 мая 2012
    Электроэнергетика
    Содержание:
    Есть у реформы начало, нет у реформы конца

    Похоже, власти, не афишируя это официально, разворачивают идущую последние десять лет реформу электроэнергетики с либерального направления в сторону госкапитализма. Это импульсивная реакция на скопившийся клубок проблем в системообразующей отрасли российской экономики

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама