Шажок в сторону от догмата

Экономика и финансы
Москва, 21.05.2012
«Эксперт» №20 (803)
Первые заявления Дмитрия Медведева дают робкую надежду на организованное отступление от сверхжесткой парадигмы нулевого дефицита

Рисунок: Игорь Шапошников

Небольшой профицит федерального бюджета, зафиксированный по итогам прошлого года, оказался недолговечным — в первые месяцы 2012 года сальдо казны вновь ушло «в минус». В январе—апреле дефицит составил чуть более 60 млрд рублей, или 0,3% ВВП. Казалось бы, цифра невелика. Но если оставить за скобками углеводородную ренту (а цены на нефть, даже несмотря на снижение в последние полтора месяца, все еще сильно превышают заложенный в расчеты к утвержденному бюджету уровень), то ситуация с бюджетом выглядит более драматично.

Ненефтяной дефицит с 9% ВВП в конце прошлого года провалился до 13–14% в первом квартале, вернувшись к пиковым отметкам, достигнутым в разгар кризиса в 2009 году. Причин неожиданного дефицита бюджета две. Это упреждающее финансирование расходов (в отличие от прошлого года), с одной стороны, и недобор налогов в связи с отложенной на середину года индексацией административно регулируемых тарифов — с другой.

Финансирование дефицита обеспечивается как заимствованиями, так и изъятием (по мере истечения сроков) ранее размещенных в банках депозитов — их суммарный объем упал с максимума в 1,06 трлн рублей до макроэкономически незначимых 30 млрд в середине мая.

Долговая политика Минфина в текущем году весьма агрессивна. Помимо крупного размещения еврооблигаций чистое привлечение средств путем эмиссии внутренних гособлигаций (ОФЗ) запланировано в размере более 1 трлн рублей — и это при том, что годовой бюджет сверстан с дефицитом менее 900 млрд рублей, а в действительности, вероятно, последний окажется еще меньше. Разница будет направлена в Резервный фонд. Хотя краткосрочная фискальная логика подобной тактики неясна (цена заимствований выше, чем доходность размещения средств Резервного фонда), стратегическую приверженность курсу на формирование страховочных бюджетных накоплений успел выразить утвержденный премьер Дмитрий Медведев в своем выступлении в Госдуме 8 мая: «Принцип направления сверхдоходов от сырьевого экспорта в Резервный фонд считаю необходимым сохранить… После достижения предельной величины Резервного фонда (по мнению экспертов, это может быть не менее 7% ВВП) более половины дополнительных доходов должны аккумулироваться в Фонде национального благосостояния, который продолжит служить страховкой для нашей пенсионной системы. Оставшиеся средства считаю возможным использовать на финансирование инфраструктурных и иных приоритетных проектов. При этом допустимый дефицит федерального бюджета предлагаю ограничить после переходного периода 1% валового внутреннего продукта». По состоянию на начало мая в Резервном фонде было 62 млрд долларов, или менее 3,5% ВВП, — около половины обозначенного премьером целевого ориентира. Чрезвычайно важно и некоторое смягчение «бюджетного правила». Если Владимир Путин в бытность свою премьером ставил бескомпромиссную задачу выхода на нулевой дефицит к 2015 году, то первые заявления на премьерском посту Дмитрия Медведева допускают наличие устойчивого дефицита в размере 1% ВВП.

Весьма показательны и слова и. 

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (803) 21 мая 2012
    Электроэнергетика
    Содержание:
    Есть у реформы начало, нет у реформы конца

    Похоже, власти, не афишируя это официально, разворачивают идущую последние десять лет реформу электроэнергетики с либерального направления в сторону госкапитализма. Это импульсивная реакция на скопившийся клубок проблем в системообразующей отрасли российской экономики

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама