Они не бегают, они летают

Специальный доклад
Конгресс "газелей"
«Эксперт» №21 (804) 28 мая 2012
Компании-«газели» хоть и прошли кризис 2008–2009 годов с потерями, похоже, вновь выходят на траекторию роста. И пусть в ренкинге «газелей» недостает нескольких крупных сегментов рынка, но возникают новые динамичные очаги. Кроме того, те, кто не смог расти высокими темпами, имеют шансы вернуться в гонку за счет внутренних ресурсов собственных активов
Они не бегают, они летают

Число быстрорастущих компаний среднего бизнеса в России снова пошло в рост. Если за 2005–2009 годы компаний-«газелей» насчитывалось 124, то за следующий пятилетний интервал 2006–2010-х их количество достигло 196. Правда, докризисное исследование компаний-«газелей» (см. график 1) давало нам цифру 521. Первые 100 компаний-«газелей», отранжированных по выручке, опубликованы в конце тематической подборки (более полную версию см. на www.expert.ru).

Еще раз кратко изложим основную идею, почему динамичные компании среднего бизнеса ежегодно становятся темой нашего исследования. Дело в том, что быстрорастущие компании среднего бизнеса — это особые бизнес-единицы. Многие авторитетные экономисты-исследователи считают, что рост «газелей» не случаен, что у них есть своя особая природа, что они во многом отличаются от других компаний, даже из своего сегмента рынка. Ведь, согласитесь, мало кому удается ежегодно удваивать выручку на протяжении многих лет и не растрясти на этом быстром пути потенциал своих активов (людей, ресурсы, бренд и так далее). А «газели» могут.

Несколько лет назад мы создали методику поиска «газелей». В их число могут попасть компании, выручка которых на конечную дату исследования (в данном случае на 2010 год) составляла более 300 млн рублей, но при этом они не должны входить в рейтинг «Эксперт-400». Эти компании должны расти по выручке на 30 и более процентов ежегодно по крайней мере четыре года подряд. Компания-«газель» за рассматриваемые нами четыре года должна хотя бы раз принести чистую прибыль. Претендент на звание «газели» не должен быть дочерним предприятием какой-либо крупной компании, иностранного стратегического инвестора, не должен принадлежать государству (подробнее см. «Ермаки и Эдисоны» в «Эксперте» № 20 за 2011 г.).

Зачем мы их ищем? Мы полагаем, что некоторые из когорты «газелей» могут стать лидерами российской экономики. И почему бы заранее не оценить, как они могут повлиять на структуру хозяйства отдельных регионов, оценить качество этого роста и, если надо, поддержать наилучших?

Из наблюдений за «газелями»

К сожалению, данные Росстата по российским компаниям — основной выборке, с которой мы работаем, доступны на рынке лишь через девять-десять месяцев по окончании минувшего года. Выборка огромная, обработка тоже занимает время, и в результате наш ренкинг появляется с опозданием почти на полтора года. В данном случае список компаний-«газелей» составлен за 2006–2010 годы. Ренкинг посткризисный. И цпотому любопытно, кто выжил и прорвался через трудные 2008-й и 2009-й. Наши наблюдения показали, что примерно четверть из 124 не только выжили в 2010 году, но и продолжили сверхдинамичный рост. Среди них компании парфюмерно-косметической промышленности «Юникосметик», «Коттон Клаб» и «Сплат-Косметика», сеть розничных магазинов детских товаров ЗАО «Дети», фармацевтическая компания «Биокад», разработчик программного обеспечения СКБ «Контур», компании пищевой промышленности ТД-Холдинг, Винно-коньячный завод «Альянс-1892» и другие.

Од

Заключение консультанта проекта

Алина Лаврентьева, к.э.н. Партнер PwC, руководитель практики по оказанию услуг частным компаниям expert_804_048-1.jpg Предоставлено пресс-службой PWC
Алина Лаврентьева, к.э.н. Партнер PwC, руководитель практики по оказанию услуг частным компаниям
Предоставлено пресс-службой PWC

wC проверила практическое применение журналом «Эксперт» методики составления ренкинга динамично растущих компаний «Русские газели» России на соответствие заявленной и опубликованной методике.

Проверку такого соответствия PwC проводила в несколько этапов:

• Ознакомление с документом, содержащим описание этапов проведения исследования при составлении рейтинга динамично развивающихся компаний на территории РФ.

• Ознакомление со списком базовых вопросов, используемых при проведении глубинных интервью с руководителями «газелей».

• Детальное обсуждение с руководителем проекта в «Эксперте» организации этапов работы, особенностей проведения исследования и предпринятых шагов по контролю за получением информации.

На основании проделанной работы компания PwC убедилась в соответствии применяемой методики составления рейтинга «Русские газели» методике, опубликованной в журнале «Эксперт».

В результате составления рейтинга по методике, используемой журналом «Эксперт», было отобрано 196 компаний, которые были объявлены компаниями-«газелями». Выручка компаний находится в диапазоне от 300 млн до 26 млрд рублей.

Работа PwC не являлась аудитом, и настоящий отчет не является аудиторским заключением компании PwC.