Занимать, чтобы строить

Специальный доклад
Москва, 28.05.2012
«Эксперт» №21 (804)
Кризис почти полностью изменил состав быстрорастущих компаний. Лишь четверть докризисных «газелей» остались быстрорастущими. Новое поколение «газелей» принципиально отличается от старых тем, что активно занимает деньги на рынке, кредитует своих клиентов и наращивает основной капитал. Судя по всему, они действительно агенты промышленной модернизации

Когда американцы сделали малозаметный для радиолокаторов самолет «Стелс», наши инженеры научились засекать его по возмущениям окружающей среды. В общем контексте аэро- и термодинамических эффектов процесса полета оказалось возможным увидеть даже невидимку. Принимаясь в рамках проекта «Русские “газели”» за анализ очередного поколения быстрорастущих фирм (увы, поступившие данные относятся только к 2010 году — российская статистика деятельности фирм нетороплива), мы поставили перед собой схожую задачу: рассмотреть «газелей» — этих чемпионов динамичного развития — в более широком контексте роста всей популяции российских компаний.

Пирамида роста

Насколько типичен быстрый рост для российского бизнеса в целом? Не для какой-то его части, а для всех средних и крупных компаний страны? На графике 1 обобщенно представлены результаты анализа темпов роста 38 тыс. фирм (см. «Что мы изучали»). В качестве мерила мы использовали не среднее арифметическое, а медиану, так как она лучше приспособлена к описанию «типичной» фирмы. Дело в том, что среди российских компаний есть очень большие, такие как «Газпром» или РЖД. Учет влияния этих тяжеловесов сильно искажает (смещает) арифметическую среднюю. Медианная оценка позволяет избежать этого эффекта: для определения медианы компании располагают в порядке уменьшения анализируемого показателя, а затем выбирают значение показателя среднего члена ряда. В нашем случае половина компаний имеют более высокий темп роста, а половина — более низкий, медиана же находится ровно посередине и в этом смысле хорошо отражает ситуацию на «типичной», или средней в буквальном смысле фирме.

Более всего на графике 1 впечатляет то, что в 2009–2010 годах медиана темпов роста российских фирм приблизительно равнялась 30% (выделено пунктиром). Дело в том, что 30-процентный прирост выручки в год — это рубеж, начиная с которого рост фирмы принято считать быстрым. И это значит, что в течение длительного периода типичная российская фирма была быстрорастущей! Быстрый рост следует считать не исключением, а отличительной чертой отечественного бизнеса. То есть бюрократический произвол, слабая инфраструктура и прочая и прочая — все эти, бесспорно, существующие проявления неустроенности экономики — долгое время уживаются с широкими возможностями создания успешного бизнеса. Попутно отметим, что не меньше четверти российских фирм в докризисные времена росли и вовсе сумасшедшими темпами — по 70–80% в год (см. таблицу).

Найти другую страну с такими возможностями роста, тем более среди развитых стран, рассматриваемых в России как объект для подражания, невозможно. Вероятно, все-таки правы те предприниматели, которые считают, что оборотной стороной трудности ведения бизнеса в нашей стране являются исключительные возможности.

Конечно, кризис существенно подпортил эту благостную картину. В 2009 году медианный темп роста упал до 3%, причем 46% компаний испытали стагнацию или падение выручки. Да и быстрорастущих фирм в стране осталось всего 27,2% вместо прежней поло

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (804) 28 мая 2012
    Новые назначения
    Содержание:
    Правительство доброй надежды

    Может быть, впервые в истории новой России кабинет министров составлен из профессионалов-технократов, а не политических назначенцев

    Разное
    Русский бизнес
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама