Жизнь без сюрпризов

Книги
Социальная теория
«Эксперт» №21 (804) 28 мая 2012
Жизнь без сюрпризов

Социологическое исследование механизмов потребления, утверждающее «Макдональдс» в качестве зловещей метафоры стандартизированной жизни. Это уже пятое издание: сам термин «макдональдизация» появился в 1993 году.

Фастфуд, по мнению американца Джорджа Ритцера, лучше всего иллюстрирует современный этап рационализации. Ее принципы, из которых автор выделяет эффективность, просчитываемость, предсказуемость и контроль, внедрены здесь максимально глубоко. Ритцер доказывает, что в погоне за ними общество доходит до иррациональности. В «Макдональдсе» едят, чтобы сэкономить время на готовке, но тратят его на поездку в ресторан, ожидание у кассы, поиск свободного столика.

Социолог проводит ревизию сфер жизни, в которые метастазами проникла макдональдизация. Оказывается, оттуда, где рационализация в целом уместна: работа, прием пищи, — эти принципы перекидываются и на отдых, который, по идее, должен быть свободным от рутины. В результате в конвейер превращается вся жизнь, вплоть до секса, спорта, рождения и воспитания детей, смерти. Подъем на Эверест, когда человек должен бы отдаться воле необузданной природы, превращается в предсказуемую экскурсию выходного дня. В парках Disney сафари укорочено, опасность столкновения с дикими животными исключена.

Автор анализирует и причины популярности стандартизированного подхода. Один из грустных выводов — люди не любят неприятных неожиданностей. Вдруг блюдо в незнакомом ресторанчике окажется невкусным, а вот в фастфуде не рискуешь: гамбургеры идентичны, пусть и не гастрономический шедевр.

Книга констатирует: рационализация продолжается. В новое издание включена глава «Старбакизация общества», из чего видно, что принципы макдональдизации усложняются, распространяясь на продажу высококачественного кофе и приятной атмосферы.

Ритцер Джордж. Макдональдизация общества 5 / Пер. с англ. Андрея Лазарева. — М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. — 592 с.