Всем нужны мандарины

Русский бизнес
«Эксперт» №23 (806) 11 июня 2012

Столичная сеть «магазинов у дома» АБК объявила о программе прямых закупок овощей и фруктов за рубежом. До сих пор прямые поставки из-за границы осуществляли только федеральные сети, чьи обороты исчисляются несколькими миллиардами долларов, а счет числа магазинов идет на тысячи. Между тем АБК включает всего 38 торговых точек, а ее оборот в прошлом году составил 3,36 млрд рублей.

Нераспространенность практики прямых поставок среди небольших ритейлеров объясняется тем, что импорт — самостоятельный и сложный бизнес, где существуют высокие риски, связанные с логистикой и таможенным оформлением. Однако АБК пошла на риск, поскольку уже имела внутри страны положительный опыт работы с аграриями без посредников. Компания наладила связи с выращивающими огурцы фермерами из Суздаля, что сократило сроки доставки и дало возможность снизить цену на прилавке (см. «Как заработать на огурцах и капусте» в «Эксперте» № 46 за 2011 г.). В АБК решили распространить отказ от посредников и на импорт. «Часть фруктов поставляется в Россию морским транспортом, и контракты там огромные, поэтому мы покупаем у оптовика необходимое количество продукта, что называется с борта. А когда возможна закупка в размере фуры и государство-производитель находится в пределах автологистики, можно обойтись и без посредников», — поясняет Владислав Егоров, председатель совета директоров сети АБК.

С ноября 2011 года по май 2012-го прошел первый этап программы — экспериментальный. Ритейлер импортировал мандарины и яблоки из Хорватии. С одной стороны, хорватским направлением мало кто занимался, а с другой — местные небольшие агрофирмы, оснащенные фасовочными и упаковочными линиями, а также складскими помещениями, стали идеальными партнерами для сетей формата АБК. Например, фрукты поступали в магазины на неделю раньше, чем от оптовиков, а цены удалось снизить в среднем на 30%. В итоге продажи мандаринов выросли на 200%, а яблок в зависимости от сорта — на 30–50%.